«Опыт истории российского флота»
Первая страница здесь
Нет сомнения, что суда сего построения могли употребляться для торговли и плавать в отдаленные края, когда уже в XVII столетии шитики, на коих ходили по Ледовитому морю для промыслов, были не что иное, как лодки, сделанные из досок, сшитых прутьями и прикрепленных к ребрам ремнями; промежутки затыканы были мохом вместо конопати, а швы снаружи обшиты дранью для предохранения мха; палуба покрывала суда сии, которые, невзирая на таковую непрочную постройку, ходили далеко в море и безбоязненно вдавались в опасности от плавающих льдов по сему океану.
Казачьи лодки уже XVII столетия мало отличались от лодий древних россиян, были 60 футов длиною, 10 или 12 шириною и делались из выдолбленной ивы или липы длиною около 45 фут. возвышаясь досками 12 фут в длину и 1 фут в ширину, пришиваемыми в набор одна на другую таким образом, что к верху, бывшему без палубы, доски шли расширяясь. После лодки сии смолились и вооружались от 12 до 15 весел с каждой стороны, рулями с каждого конца и мачтою с парусом, довольно худо сшитым. На сих дурно построенных лодках казаки ходили весьма далеко в Черное море, и ежели турецкие галеры запирали им вход в устье Днепра у Очакова, тогда они в бухте, недалеко от устья, вытаскивали лодки свои, волокли вокруг города в лиман и таким образом успевали дня в два отправляться вверх по Днепру с добычей.
Слово «лодия» не означало малых судов и давалось только двум родам больших лодок, что явствует из законов Владимировых, где упоминается о самых больших судах ,под названием морских лодий, потом за ними о набойных лодьях. Меньшие суда были струги и челны. По мнению ученого Круга, набойная лодья значило прежде описанное плетеное и кожею обитое или обшитое судно и потому называлось набойным, что щели и скважины набивались, а плетеные бока обивались кожами; не сходное ли слово набойное с наборным или таким судном, на которое набиваются или набираются доски одна на другую, как и доселе делается и говорится, и ежели первоначальные русские лодьи были кожаные, нельзя сомневаться, чтоб оных впоследствии времени не делали наборными. Впрочем, каковы бы ни были древние суда россиян, и ежели оные не сходствовали с прочими европейскими судами, то и не отличались много от оных, во-первых, потому, что варяги, или тогдашние норманны, призванные в Россию, были сами опытные мореходы, имели частые сношения торговлею с Константинополем, другими народами и, служа часто на флотах греческих, могли видеть образ и устройство судов их; другое, что неведение компаса, ограничивая мореходство всей Европы прибрежным плаванием, требовало единообразных правил для постройки судов, изменявших вид свой только по местным обстоятельствам берегов, около которых плавать надлежало.
Дружественные сношения россиян со многими государствами, обширная их торговля, даже мирные условия, вынуждаемые у греков войною, доказывали в русских ту же степень образования и даже больше познания прав человечества, нежели у других народов. Когда варварское береговое право всех европейцев, даже в позднейшие времена, не разбирая друзей и неприятелей, делало пленниками несчастных плавателей, разбивавшихся у берегов, и овладевало их товарами, тогда русские при кораблекрушениях почитали имущество союзников неприкосновенным, провождали безвредно пловцов в их отечество и всякое оскорбление, сделанное несчастным, почитали преступлением.
Далее из категории Интересные факты: "Русский флот. Политика князей"