Ранее из категории Интересные факты: ""

Русский флот. Введение

Рукопись декабриста Н.А.Бестужева посвящённая истории русского флота и кораблестроения с древнейших времён до 1714г.
«Опыт истории российского флота»
Первая страница
Рукопись БестужеваВ начале X века подвиги русских на водах были уже знамениты: история повествует, что Олег, выступив из Киева по Днепру с 2000 легких судов, из коих на каждом было по 40 человек, прошел Черное море, обложил Константинополь, взяв постыдную для греков дань, и прибил щит свои на вратах Царяграда. Вскоре видим водоополчения Игоря, истребленные под Константинополем от греческого огня, и после опять торжествующими; потом Святослава, воюющего с успехом противу болгар на Дунае, и другие походы россиян; но тогда флоты сии служили только для перевоза воинств; битвы их были беспорядочными сражениями, в коих личная храбрость и сила одерживали победу, и потому повествование о движениях водоополчений тогдашнего времени принадлежит более к истории народной, нежели к истории флота.

Повествование о морских силах России начинается со времен Петра Великого, первого основателя флотов, и промежуток семи веков представляет нам неясное изображение одного только торгового и прибрежного мореплавания, в то время как другие страны уже по нескольку столетии гордились флотами, возвещавшими на морях славу своих государств.
Итак, ежели в древности не находим ничего для истории военных флотов, потщимся, по крайней мере, раскрыть в ней причины столь позднего образования российского мореходства.

Бестужев Н.А.Во всех государствах торговля была предшественницей и причиною основания сил морских. В древние времена финикияне, карфагеняне, греки; в новейшие — генуэзцы, венециане, испанцы, голландцы и англичане могут служить тому примером; каждый народ, получая политическое существование, чувствует необходимость торговли, доставляющей истинные источники народного изобилия. Вода — стихия, которую человек умел подчинить своей власти, нося на себе величайшие тягости, представляет сильнейшие средства для сообщения произведений народов и частей света между собою. Реки и моря, обладаемые государствами, составляют их силу и богатство, давая жизнь и движение торговле посредством мореплавания. Но несовершенство человеков и дел их усваивает на каждое добро участок зла, неизбежного в сем свете: торговое государство, учиняясь богатым, не замедляет возбуждать в других народах зависть, недоброжелательство и желания вреда чужому благополучию. Покушения, опасные для торговли и мореплавания, заставляют брать предосторожности: морские силы вооружаются, и таким образом происхождение флотов берет свое начало.

В России всегда была коммерция, успехи ее всегда были важны; но силы морские получили образование только в исходе XVII столетия. Рассмотрим же теперь, не была ли коммерция России тому причиною.
Еще до рождества Христова славяно-руссы, или вообще скифы, гранича к востоку и югу с сильнейшими неприятелями и вместе [с тем] предпочитая плодородие низовых земель, селились более около восточных и южных краев нынешней России. От Дуная по берегу Черного моря, чрез Днепр и Азовское [море], владея Крымом и распространяясь опять около берегов Черного моря, мимо подошвы Кавказа даже до Каспийского [моря], сии народы изобиловали земными произведениями в сих странах благословенных. Хлеб, пенька, рыба, мехи и невольники составляли мену россов-скифов на необходимые житейские потребности. Танаис, или нынешний Азов, построенный греками, был главным местом складки товаров сего края.

Продолжение…

Далее из категории Интересные факты: ""