Форма входа





Поиск на Азбукиведи

Пользовательский поиск в







Приветствую Вас, Гость | Группа "Гости" |
АЗ БУКИ ВЕДИ - "Я буду знать" 

Первая страница на пути в прошлое | Профиль | Регистрация | Вход | Выход | RSS


Первая страница на пути в прошлое » Библиотека материалов » Разное

Русский флот. Политика князей
Рукопись декабриста Н.А.Бестужева посвящённая истории русского флота и кораблестроения с древнейших времён до 1714г.
"Опыт истории российского флота"
Первая страница здесь

В таком положении было образование, торговля и мореплавание россиян древних времен, как вдруг ложная политика Владимира, разделившего государство, нанесла первый удар могуществу России. Раздоры и грабежи начались: князья одного княжения по ненависти к другому захватывали на своей земле чужих купцов, приезжавших к ним с товарами; например, князь Давид Ярославич захватил греческих купцов в Олешве; Всеволод Олегович, досадуя на новгородцев, велел ловить их где бы то ни было, отнимать их имение и товары, и самих сажать в темницы. Вследствие сих неустройств свобода торговли была нарушена; страшные разбои по Волге и Оке прекратили совершенно путь товаров и плавание; Новгород потерпел сильные удары, нанесенные его богатству и кредиту; Россия, раздираемая междоусобиями, клонилась к падению.

Наконец волны варваров от Каспийского моря потекли в Россию. Князья российские вместо того, чтобы общими силами поставить оплот своим поработителям, разделяемые враждами, спокойно смотрели на постепенное завоевание отечества, и вскоре южная торговля России, потрясенная в своем основании, перестала быть ее подпорою в сей стороне. Татары разорили Киев; многие южные города выжжены и истреблены: литовцы, пользуясь смятениями, вступили в Смоленские области, и коммерция  стран сих исчезла со свободою россиян.

Северная торговля Биармни, остановленная в своем источнике, иссякла; с нею вместе и холмогорская; один только Новгород продолжал посылать корабли свои в Балтийское море и караваны по сухому пути в Лифляндию и Финляндию; но и здесь усиливающиеся шведы построили в устье Невы Ниеншанц, который хотя и переходил в руки новгородцев, [но] часто заставлял их довольствоваться одною сухопутною торговлею чрез Ревель и Нарву с ганзеатическими  городами.

Протекли два столетия и мало-помалу начали рассеиваться тучи, облежавшие Россию. Великий князь Иоанн Васильевич III, отразив татар, первым долгом почел восстановить коммерцию. Посольство к Баязету в Константинополь возобновило южную торговлю в Крыму, Кафе и других турецких областях, с лифляндскими и эстляндскими землями подтверждены условия для обеспечения северной торговли; индийцам позволено свободно торговать по России.


Постигая причины несчастий своего отечества, Иоанн думал соединить разделенные части оного; республики Вятская и Псковская были уже присоединены к общему составу России, но оставалась Новгородская, сильная, богатая, подкрепляемая ганзейскими городами республика, составлявшая в недрах России особенное государство. Она пала под ударами Иоанна; торговля ее, равно как Пскова и Вятки, подведена под общие постановления и, изменив права и вид свой в союзе Ганзы, приближалась к упадку.

Царь и великий князь Иоанн Васильевич IV, взяв у поляков Полоцк, покорив Казанское и Астраханское царства, взяв у шведов Нарву, Юрьев, отнятый  в 1501 году у русских, и желая обессилить Эстонию и Ливонию, построил подле Нарвы Иван-город, заселил [его] множеством русских купцов и сделал складочным местом северной торговли.

Продолжение...

Категория: Разное | Добавил: ivanov (09 Февраль 2013)
Просмотров: 1978 | Теги: русский флот | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright roma@rio © 2017