Второй путь, суливший как будто больше успеха,— приглашение хорошо подготовленных мастеров-иностранцев. Но таких мастеров, которые желали бы поехать в далекую Россию и действительно обладали бы серьезными познаниями в своем деле, находилось очень мало: хороших мастеров ценили и на родине. К тому же по большей части заграничный мастер, соглашавшийся ехать в Россию, обставляя тем не менее секретностью свою работу и, невзирая на принятые обязательства, отнюдь не желал обучать русских рабочих. Да и владельцы европейских промышленных предприятий вовсе не склонны были облегчать возможность развития русской промышленности.
В этом отношении, пожалуй, хуже всего было положение именно в стекольной промышленности, потому что здесь особенно строго соблюдались секреты производства. Лучшие в Европе XVII в. венецианские стекольные заводы были окружены полнейшей тайной. Мастеров пытались удержать не только мероприятиями, затрудняющими выезд, но и рядом привилегий, которые ставили нужных специалистов в один ранг с венецианской аристократией. По отношению к беглецам, ускользнувшим за пределы республики, применяли такие решительные меры, как яд, кинжал и т. п. В то время как западноевропейским государствам все же удавалось и заполучать венецианских мастеров, и добиваться собственной рецептуры, русским заводам XVIII в. приходилось работать только с иностранными мастерами. На этот путь вступило еще Московское царство, дав ряд привилегий иностранцу Коэту, устроившему стекольные заводы. Той же дорогой пошел и Петр I, приглашавший иностранных мастеров стекольного дела.
Результаты оказались не слишком утешительными. Основным сортаментом изделий подавляющего большинства русских заводов были простое оконное стекло и бутылки. Высокосортные изделия пытались изготавливать лишь на одном-двух заводах. Насколько плохо обстояло тогда дело с техническими силами, видно, например, из истории крупнейшего свекольного завода той эпохи — казенного, которому уделялось много внимания со стороны правительства. Потребность в стеклянных изделиях все время росла и (обстоятельство решающего значения в данном случае) особенно росла потребность в них самого царского двора. Это была эпоха большого дворцового строительства, роскошной отделки помещений и огромных расходов на серебро, хрусталь, фарфор. Быть при таких условиях в полнейшей зависимости от иностранного ввоза, значило идти на увеличение и без того слишком значительных расходов.
Дело с приглашением мастера на завод оказалось не таким легким. Пришлось натолкнуться на те же серьезные трудности, какие были с мастерами фарфора. Степень знаний и опытности мастера можно было по-настоящему установить только на работе, а до тех пор приходилось принимать его, как специалиста, на веру. В отношении наиболее важной части контракта — обязательства обучить русских рабочих — оставалось возлагать надежды только на высокую оплату приглашаемого, которая должна была его заинтересовать в выполнении всех принятых на себя обязательств. Подобное положение вещей ни в какой мере, конечно, не обеспечивало интересов дела. И, тем не менее, правительству пришлось прибегнуть к приглашению иностранного мастера, как к единственному выходу из положения. В качестве такого мастера в конце 60-х годов был приглашен некий Вейс. Рекомендуясь большим знатоком дела и принимая на себя обязательство, обучить русских рабочих, этот иностранец по прибытии на завод стал вести себя весьма непривлекательно.
Далее из категории История технологий: "Ломоносов и русское стекло (2)"