Ранее из категории Интересные факты: ""

Собрание фактов из биографии его величества корабля (3)

Идея родилась в России

В 1898 году в «Таганрогском вестнике» появилась любопытная заметка от имени некоего Траилина. «Мною открыт способ обращения речных пароходов на глубокой воде в быстроходные..,— писал он.— Этот способ — окрыление пароходов приспособлениями (составляющими мой секрет), уничтожающими более чем наполовину трение дна судна о воду, а также о речное дно перекатов, причем и самое погружение пароходов уменьшается, то есть они возвышаются на воде, почему плавание пароходов не только при мелководье судоходных рек, но и по таким речкам, которые считаются несудоходными, становится возможным… Для окрыления пароходов переделок никаких не потребуется, каковое может быть произведено на воде, так как оно состоит из внешних приспособлений, недорогих сравнительно со стоимостью судов, под ватерлинией и на палубе».
Траилин полагал, что ему нужно на эксперименты 3—4 тысячи рублей, и искал человека, готового вложить в это дело средства. Получил ли он от кого-нибудь поддержку и удалось ли ему произвести опыты, пока установить не удалось. Бесспорно, лишь одно: еще в конце XIX века в России была высказана идея создания судна на подводных крыльях.

Колёсный пароход БазенаКатящийся пароход Базена

Да, было и такое судно — не плывущее, а именно катящееся по воде. Его построил Эрнст Базен. 7 августа 1896 года он испытал это необычное сооружение на реке Сене вблизи Парижа.
Катящийся пароход Базена состоял из стальной рамы, которая крепилась к осям огромных пустотелых дисков-колес. Каждое из них имело в диаметре 10 метров, а толщину у оси 3 метра. Всего колес было шесть. Пары колес приводились в движение с помощью паровой машины мощностью в 50 лошадиных сил. Однако колеса были предназначены отнюдь не для движения судна. По идее изобретателя они должны были за счет вращения разрезать воду и сокращать этим сопротивление, а следовательно, способствовать увеличению скорости. Колеса одновременно служили поплавками, которые держали раму и все сооруженное на ней над водой.
Вперед судно двигалось с помощью еще одной машины мощностью в 550 лошадиных сил, которая вращала винт. Построенное Базеном судно развивало скорость 20 узлов, то есть ничуть не большую, чем имели в те годы обычные океанские пароходы. Однако изобретателя это не смутило. Он заявил, что идея использования дискообразных колес для уменьшения сопротивления воды отнюдь не ошибочна. Просто колеса следует делать еще большего размера. Базен утверждал, что если увеличить их до 22 метров в диаметре, то скорость его судна возрастет до 32 узлов.
За экспериментами Базена с интересом следил русский механик В. И. Калашников. Однако уже после опубликования результатов первых опытов Базена Калашников пришел к правильному выводу, что идея этого изобретателя ошибочна.

Открытие купца Бритнева

Первое судно, специально предназначенное для плавания во льдах, называлось «Фрам» («Вперед»). Оно было построено в 1893 году по замыслу полярного исследователя норвежца Фритьофа Нансена.
«Фрам» выдерживал плавание во льдах благодаря тому, что борта судна были выпуклыми. При сдавливании оно выжималось на лед.
Однако, чтобы не только дрейфовать, но и продвигаться во льдах в нужном направлении, этого недостаточно. Первая попытка приспособить судно для плавания во льдах, создать ледокол, была сделана в 1864 году в Петербурге.
М. О. Бритнев, владелец нескольких пароходов, решил приспособить их для бесперебойного сообщения с Кронштадтом в зимний период. Для этого он переделал корпус одного из судов таким образом, чтобы нос повисал надо льдом. Это позволило пароходу при движении как бы влезать на лед и ломать его своей тяжестью. Эксперимент оказался успешным, и вскоре об изобретении Бритнева заговорила печать за рубежом.
Зимой 1871 года в Германии замерзла река Эльба, важная транспортная артерия Гамбурга. И тогда немецкие пароходчики решили позаимствовать опыт русского купца-судовладельца. Срочно был командирован инженер, который вступил с Бритневым в переговоры и за 300 рублей приобрел чертежи первого из переделанных купцом пароходов «Пайлот». На основе этих чертежей в Гамбурге вскоре было построено судно, которому дали название «Eisbrecher-1». С тех пор форма ледокольного носа, изобретенная русским пароходчиком, утвердилась во всем мире.

Далее из категории Интересные факты: ""