Ответ. Мы называем скрепами прямоугольные пластинки, с помощью которых на мраморных статуях присоединяются к корпусу отдельно высеченные части тела. Это вызвано тем, что мрамор обладает способностью крошиться. Обычно, если на статуе обнаруживаются скрепы, можно заключить, что это копия, выполненная в мраморе с оригинала, который был воспроизведен в бронзе. Ведь бронза является значительно более удобным материалом для любого композиционного и статического построения и поэтому при выполнении определенных художественных форм она более приемлема. По тот скульптор, который задумал воплотить свой замысел в мраморе, избегает скреп при соединении отдельных частей фигуры, применяя драпировки или другие элементы, органически связанные с композицией.
Как известно, оригиналов античного греческого искусства в бронзе сохранилось очень мало, что объясняется весьма просто: бронза плавится и легко может быть обращена в металл. Вот почему большое число греческих шедевров известно нам только по копиям.
Все вышеизложенное заставляет быть очень осторожным при решении вопроса, являются ли статуи, найденные в Сперлонге оригиналом или просто удачно выполненными копиями.
Вопрос. Но в таком случае «Лаокоон», найденным в эпоху Возрождения, которым так восторгался Микелеанджело, также не был оригиналом?
Ответ. В действительности эта скульптура не является подлинником. Она обычно рассматривается как оригинал, так как была найдена неподалеку от того места, где, по свидетельству Плиния, в свое время должна была храниться. Но по этому поводу высказывались и раньше сомнения, и отнюдь не лишенные основания.
Вопрос. Каким же образом в таком случае можно с уверенностью определить оригинал?
Ответ. Это нелегко. Здесь перед археологом тернистый путь. Чтобы быть кратким, я укажу на то, что в первую очередь заслуживает внимания,— на качество исполнения произведения искусства. Затем иногда на скульптуре сохраняются какие-то документальные надписи — подписи ее создателей, даты или другие фактические обозначения. По стилю письма и характеру букв, которыми эти надписи выполнены, они могут служить доказательством своей достоверности.
Что касается подписей на скульптурах, обнаруженных при раскопках в Сперлонге, то там. как мне кажется, найдена не подлинная подпись, а отдельные фрагменты надписи, которые не имеют прямого отношения к обломкам найденной скульптуры. Из этих фрагментов можно восстановить имена одного или двух скульпторов, известных в качестве авторов «Лаокоона». Однако надписи с этими же именами были найдены и в других случаях, хотя они и не относились к «Лаокоону». Во-первых, надо иметь в виду, что эти скульпторы создали много других статуй, и, во-вторых, речь идет об однофамильцах, относящихся к одной и той же семье известных скульпторов трех поколений—дедушке, отцу и сыну. Вот почему случайности здесь вполне допустимы. И именно поэтому я в начале нашей беседы отметил, что, возможно, была проявлена слишком большая поспешность: ведь археология—это наука, а реклама — это «искусство».
В заключение я хотел бы сказать, что если вместо «Лаокоона» в Сперлонге будут открыты какие-нибудь другие, неизвестные нам древние памятники, мы, археологи, не будем огорчены.
Далее из категории Интересные факты: "История династии «Ферреро»"