Когда родился искусственный холодильник
Более восьмидесяти лет назад, в 1887 году, на морской международной выставке в Гавре демонстрировались два типа холодильников для судов. Вот как описывал устройство этих холодильников год спустя журнал «Русское судоходство».
«Принцип, на котором основано устройство этих приборов, заключается в следующем: из помещения, где нужно произвести охлаждение, вытягивают воздух; затем его подвергают сжатию и при помощи особых конденсаторов отнимают от данной массы воздуха ту теплоту, которая обнаруживается при сгущении; наконец, этот сгущенный и охлажденный воздух снова впускают в камеру ледника, где он, расширяясь, конечно, еще более охлаждается». Далее в своем изложении принципа работы холодильника автор заметки сообщает, что таким способом удается понизить температуру до 20 градусов ниже нуля.
По столь наивному описанию принципа, конечно, трудно составить себе представление об истинном устройстве этого агрегата. Однако ясно, что еще 80 лет назад делались небезуспешные попытки создания холодильников, близких по принципу устройства современным.
Удивительная биография
В начале пятидесятых годов прошлого века на Невском проспекте открылось фотоателье Ивана Федоровича Александровского, известного в то время художника-самоучки, пейзажи которого одно время раскупались нарасхват.
Ателье процветало, ибо фотограф был не только художником, но и отлично знал химию и оптику. Это позволяло ему составлять особые проявители и изготавливать высококачественные светочувствительные материалы, умело использовать возможности фотокамеры и освещения.
Как и пейзажи, фотографические работы Александровского завоевали всеобщее признание в Петербурге. Даже царь Александр П «осчастливил» фотографа-художника, доверив ему сделать несколько фотопортретов себя и своих близких.
Петербургские газеты охотно помещали снимки Александровского. И он фактически стал первым в России фотокорреспондентом. Впрочем, в истории фотографии он оставил след не только этим: Иван Федорович создал первый в мире фотоаппарат для стереоскопической съемки.
Но и это было не самое крупное изобретение талантливого человека. Иван Федорович страстно любил технику, непрерывно изучал физику, занимался механикой и, наконец, увлекся судостроением.
Больше всего его заинтересовала проблема создания подводного корабля. После нескольких лет работы Александровский создал проект первой в нашей стране подводной лодки большого водоизмещения — 2 тысячи тонн. При этом в отличие от многих своих предшественниц лодка была оснащена механическим двигателем. Впрочем, Александровский ввел на ней не только это новшество. Он предусмотрел на своем корабле горизонтальные рули, позволявшие легко и быстро менять глубину плавания, применил сжатый воздух для удаления воды из балластных цистерн при всплытии и сделал много других очень важных усовершенствований, без которых невозможно было создание надежного подводного корабля.
Удивительная биография была у этого человека: художник — общепризнанный, фотограф — вошедший в историю своими работами, судостроитель тоже выдающийся. Как говорится, хватило бы на троих. А он всюду преуспел один.
Далее из категории Интересные факты: "Собрание фактов из биографии его величества корабля (3)"