VII — III века до нашей эры в истории народов Восточной Европы ученые называют обычно «скифской эпохой». В самом деле, передовые формы скифского оружия и воинского снаряжения, конская сбруя и знаменитый «звериный» стиль в искусстве получили широкое распространение по всему древнему миру — от побережья туманной Балтики до северных пределов Китая и от дремучих лесов Прикамья и Урала до знойных египетских пустынь.
Начальные страницы скифской «родословной» известны нам пока крайне недостаточно. По преданию, скифы пришли в Северное Причерноморье откуда-то с востока и были близки по языку и культуре иранским племенам. Могущественный союз племен, созданный скифами, объединил и кочевников-скотоводов, и оседлых земледельцев. Во главе стояло воинственное и наиболее сильное племя «скифов царских». Из них выбирался и царь всей Скифии. Это для них делали искусные эллины свои непревзойденные ювелирные произведения искусств, это их запечатлели они на своих золотых и серебряных изделиях.
Открытие, сделанное летом 1969 года, называют выдающимся. Раскопан еще один царский курган. Наука получила бесценный комплекс вещей — шедевров мирового искусства.
Из глубокой древности, овеянные легендами и народными сказаниями, молчаливо высятся в южнорусских степях застывшие земляные исполины—величественные курганы царских скифов. Курганам более двух тысячелетий. Усыпальницы скифских правителей хранили несметные сокровища — непревзойденные шедевры ювелирного искусства, выполненные искуснейшими греческими мастерами. Почти все скифские курганы были разграблены много столетий тому назад. Вот почему каждое найденное археологами нетронутое богатое скифское захоронение становится событием.
Таким событием явились раскопки кургана, известного у местного населения под названием «Тайманова могила». Он расположен в окрестностях села Балки, Васильевского района, Запорожской области. В этих местах, если верить Геродоту, жили царские скифы.
Раскопки «Таймановой могилы» начались летом 1969 года. Девятиметровая земляная насыпь, облицованная высокими известняковыми плитами и вымощенная в основании камнем, представляла внушительное зрелище.
«Когда у них умирает царь, — писал Геродот в V веке до н. эры— они выкапывают большую четырехугольную яму. Изготовив ее, кладут труп в могилу на подстилке; по обеим сторонам втыкают копья, на них кладут доски и покрывают их камышом. В остальном пространстве могилы хоронят одну из наложниц царя, предварительно задушив ее, повара, конюха, слугу, вестника (смерти), лошадей, по отборной штуке всякого другого скота и золотые фиалы. После всего этого они все вместе насыпают большой курган, всячески стараясь сделать его как можно больше». И действительно, под каменной вымосткой подошвы кургана глазам предстала картина поистине «царской» тризны; вся площадь была буквально устлана битыми амфорами, многочисленными наборами разных по величине стрел, будто вынутых из многих колчанов, уздечными украшениями — бронзовыми и серебряными бляхами, скелетами убитых лошадей. Два входа — с западной и восточной стороны — уводили вниз, к погребальной камере.
Теперь нам пришлось пропустить вперед шахтеров — они первыми спускались в раскоп, проходили грунт. Они крепили кровлю. В глубине семиметровой земляной толщи наклонные ходы сменились узкими горизонтальными туннелями—дромосами. Было очевидно, что до самой катакомбы совсем недалеко, и тут, расчищая западный ход, мы обнаружили лаз грабителей. Он прошел по диагонали прямо в дромос и дальше в катакомбу. Это было разочарование! Мы хорошо знали, что часто после такого «визита» в камере не остается даже косточки. В ходе, сделанном грабителями, валялись человеческие кости, наконечники стрел, копья, железные и бронзовые поделки, а чем ближе к камере, тем больше попадалось золотых изделий.
Оба дромоса упирались в большую прямоугольную яму, входы в которую были заложены деревянными колесницами — катафалками. Вертикально у входа стояли колеса с громадными деревянными ступицами. Первый этап раскопок остался позади. Нам предстояло войти в катакомбу. Она была относительно небольшой — всего 16 квадратных метров. В ее северной и южной стенках имелись боковые ниши. Грабитель разворошил все содержимое усыпальницы, но все же можно было воссоздать общую картину. Видимо, здесь были погребены 4 знатных лица: 3 из них в центральной камере и 1 — в боковой нише — женщина. Весь саркофаг ее был покрыт красной и голубой росписью, золотыми набивными пластинами, часть которых сохранилась на дне ниши. Возле головы богатой скифянки стаяло деревянное блюдо с жертвенным овечьим мясом и железным ножиком. Ожерелье из пастовых и золотых бус было рассыпано вокруг останков покойной.
В центральной части катакомбы рядом с двумя мужскими останками лежали железные наконечники копий и кожаные пояса, украшенные бронзовыми пластинами. Грабителям не все удалось унести: изящные кожаные башмаки, обшитые треугольными золотыми пластинами (их всего 43), остались на месте, Дело в том, что в древности часть катакомбы обвалилась и земля надежно спрятала многие вещи. Здесь же, рядом с башмаками, обнаружено несколько десятков железных шильев и пять железных наконечников копий. В восточной части ямы, почти у входа в нее, лежал скелет боевого коня в богатом уздечном наборе из бронзовых блях, нащечников и железных удил. Возле лошади покоились скелеты двух юношей-слуг, которых обычно погребали вместе со знатным скифом.
Далее из категории Интересные факты: "Скифские сокровища — 2"