И вековым объята сном,
Вся эта дикая страна-
Казалось людям-волшебством
И чародействами полна…
А. Н. Майков.
Первые поселенцы яроcлавского края и позднейшие — финские и славянские племена были язычники, боготворившие различные силы природы. Лет через сто после появления первых русских князей язычеству настал конец: в 988 году киевский князь Владимир принял от греков православную христианскую веру и крестил русский народ. Нелегко прививалось христианство на обширных пространствах нашего отечества; во многих местах стояли языческие жертвенники, где волхвы поучали народ вере предков и приносили жертвы богам. Особенно упорное сопротивление новой вере оказали обитатели ростовско-ярославского края; более 100 лет боролись они против греческих священников, прибывших сюда в сопровождении княжеской дружины; огнем и мечем приходилось просвещать закоренелое в язычестве население. Первые епископы ростовские — греки Федор и Илларион — вынуждены были уйти отсюда, так как оказались бессильными в борьбе с язычниками. Вскоре прибыл сюда из Киева епископ Леонтий: он начал просвещать язычников, действуя главным образом на детей он зазывал их к себе в келью, кормил, ласкал, делал подарки и затем крестил за это его выгнали из Ростова; он ушел в глухое место, где стоит теперь Яковлевский монастырь, и построил тут церковь в честь архангела Михаила. Когда через некоторое время он возвратился в Ростов и снова начал проповедь, то был убит язычниками.
Незадолго до смерти св. Леонтия произошли смуты, произведенные ярославскими волхвами (в 1071 г.). Воспользовавшись наступившим голодом, волхвы избивали женщин, разрезывая у них спину и говоря, что они прячут под кожей жито и рыбу, отчего и появился будто бы голод. Собрав в Ярославле до 300 последователей, двое волхвов отправились по Шексне к Белоозеру. В это время воевода Ян Вышатич собирал в ростовской области дань, узнав о действиях волхвов, он с дружиной своей пошел за ними. Волхвы с оружием вышли против Яна. Из их толпы выступили 10 мужей и сказали, чтобы Ян оставил их в покое, иначе грозили смертью. Ян приказал убить их, а сам с дружиною пошел на остальных. Один из волхвов замахнулся на Яна топором, но Ян успел во время отразить удар и сам убил волхва. Произошла битва, после которой волхвы убежали в лес. Ян решил остаться на Белоозере, пока не истребит всех волхвов, белоозерцы сами тогда переловили их и представили Яну, который выдал их на расправу родственникам потерпевших. Видя, что мерами кротости и увещания христианство прививается слабо, преемники св. Леонтия начали действовать силой; св.епископ Исаия предавал огню идольские капища (жертвенники), строил на их месте храмы и, обходя поселения ростовского края, крестил язычников: при нём почти весь Ростов исповедывал уже христианскую веру.
Но через год после его смерти (в 1090 г.) в Ростове снова явился волхв; язычество не умирало; на «Чудском конце» города находился камень, у которого язычники возносили моления богу Велесу. Преемник Исаии, св. Авраамий жезлом разрушил священный для язычников камень и построил тут Богоявленский монастырь. Это был первый монастырь в нашем краю. Св. Авраамий начинает обучать новообращенных христиан грамоте, чтобы этим путем закрепить новую веру, и 30 лет работает неустанно, подвергаясь опасности со стороны язычников. После него о появлении волхвов в ростовской земле уже не слышно; наиболее же преданные вере отцов язычники совсем покинули этот край, видя невозможность бороться с новым учением. Так укреплялось в нашем краю христианство.
Девять веков исповедует Русь веру Христову, но следы язычества и до сих пор еще сохраняются в народе. Весь мир, по народному верованию, населен добрыми и злыми духами: в лесу живет леший, в воде — водяной, русалки, в домах — домовой и т. п. Чтобы защитить себя от вредного действия злых духов, прибегают к заговорам; заговоры распространены повсеместно, и не только в глухих деревнях Пошехонского уезда, но и в городах; заговариваются чаще болезни, как напр., зубная боль, грыжа и т. д. Веря в злых духов, народ верит в колдунов, ворожей, которые обладают будто бы даром угадывать будущее. могут помочь отыскать пропажу, избавить от болезни. Наряду с этим сильно распространены и разного рода гаданья, преимущественно среди женщин к гаданью прибегают девушки, в ожидании жениха, прибегают и замужние женщины, главным образом на святках. Святки, как и масленица, остатки зимних языческих праздников, проводятся шумно, весело; молодежь наряжается и с песнями ездит по соседним деревням. Исчезают, сохраняясь лишь в захолустьях, весенние языческие праздники, каковы: семик, русавы, ярило и т. п.
Текст из книги
«Наш край. Ярославская губерния — опыт родиноведения»
1907г. авт. П.А.Критский
файл в формате Word (современный шрифт, добавлены иллюстрации)
сканы в архиве RAR (оригинальный дореволюционный шрифт)
Далее из категории Ярославская губерния: "Религия, народные верования, раскол -2"