Рукопись декабриста Н.А.Бестужева посвящённая истории русского флота и кораблестроения с древнейших времён до 1714г.
«Опыт истории российского флота»
Первая страница здесь
Хотя возникающая торговля Архангельска и Астрахани могла бы привести россиян к сему же предмету, но новые несчастия не умедлили посетить Россию. Междуцарствия начались и наполнили государство смятениями. Лжедимитрии ввели за собою поляков, которые овладели Москвою, Смоленском и другими украинскими городами; шведы под видом вспоможения разграбили Новгород, Ладогу, Орешек и другие; жгли и разоряли повсюду. Россия избавилась помощью вышнего промысла бед сих, но опустошенная, без порядка, без торговли, истощенная во всех силах государственных.
С восшествием Романовых на престол заря спокойствия взошла на горизонте России. [Царю] Михаилу Федоровичу многого стоило, если не совсем излечить, по крайней мере, закрыть раны, нанесенные отечеству предшествовавшими бедствиями. С Швециею, Лифляндиею, Персиею, Турциею возобновлена торговля; приложено особенное старание об Архангельске; с Китаем учреждены торговые сношения.
[Царь] Алексей Михайлович ввел новые законы, основал регулярное войско, призвал отвсюду иностранцев для рукомесл и художеств и, видят процветающую в Архангельске на Севере торговлю, помышлял о южной. Приобретение Киева и всей Малороссии дало дорогу коммерции на Черном море, мир же с Польшею, развязав руки царю, позволил ему дальнейшие предприятия в Каспийском [море], на котором он вознамерился завести флот для учреждения значительной с персами по морю торговли, отправлявшейся караванами в Россию по сухому пути, часто не без опасности от разбоя соседних кочующих народов и беспокойных казаков.
Голландцы, заведшие в XV веке, после покорения Новгорода, [свои] конторы в Москве с сего времени отправляли к российскому двору посланников. Бывший первым лицом при посольстве Якоба Бореля Иоганн фан Сведен служил царю советом и делом. В селе Деднове, лежащем в 15 верстах ниже от впадения реки Москвы в Оку, заложена была под управлением фан Сведена верфь, на которой в скорости начат строением небольшой фрегат и яхта; посланник же российский боярин Михаил Никитич Головин, отправленный в Голландию, должен был пригласить в российскую службу офицеров и служителей. Капитан Давид Бутлер, племянник фан Сведена, Ламберт Якобсон Гельт, Виллем Барентсон Клоппер, Дирк Питерс и много других чиновников и нижних служителей отправились в тот же год; а на следующий выехали и другие разного мастерства люди. Сии последние прибыли в Москву уже по кончине фан Сведена, со смертию которого не прекратилось, однако же, предприятие царя, поручившего управление верфи Корнелису Бокговену, вызванному в Россию посланником Ильей Милославским с отцом его Исааком в 1645 году.
Бокговен докончил с успехом построение яхты к фрегата, названного «Орлом» и украшенного великолепным гербом царским. Бутлеру поручена была команда фрегата, а Гельту — яхты; вместе с ними отправились под начальством Паулуса Рудольфа пасынок его — Лодевик Фабрициус, капитан Николас фан Шак н много других голландцев для торговли.
Далее из категории Интересные факты: "Русский флот. Разин"