«Опыт истории российского флота»
Первая страница здесь
Вооружась совсем и запасшись нужным для постройки новых судов, отправились они из Деднова по Волге. Плавание было весьма затруднительно по причине мелей волжских.
По прибытии в Астрахань, беспокойства и смятения в сем городе воспрепятствовали отправлению судов по назначению в Персию. , родом из донских казаков, поднявший знамя возмущения, явился под стенами Астрахани, в которой распространилось уныние, и наконец, открылся бунт. Иностранцы, приехавшие на новопостроенных судах, опасаясь дурных для себя последствий, решились потихоньку убежать на шлюпке и, не дождавшись капитана Бутлера, констапеля и вместе корабельного плотника Карштена Бранта и лекаря Термунда, пустились по открытому морю в Персию.
Вскоре отворились ворота Разину; Астрахань учинилась позорищем неслыханных злодейств и в сие то время разбойники сожгли фрегат «Орел», яхту и другие бывшие в Астрахани суда для воспрепятствования побегам в союзную России Персию. Капитан Бутлер, Брант и Термунд едва также ушли в Персию, откуда отправились до отечества своего, из коего двое последних возвратились опять в Россию, где первый промышлял столярным, а последний — врачебным искусством.
Разин принял достойную казнь; Астрахань успокоилась; но бунтовщики, истребив суда, уничтожили предприятие и надежды царя Алексея Михайловича.
Пробежав сей ряд происшествий истории торговли российской, ясно можно видеть, каким образом несчастные политические перевороты, вредя успехам торговли, замедляли тем самым образование мореплавания, первой причины и рассадника [морских] военных ополчений.
Петру Великому предстояла слава создания флотов, сей силы, долженствующей, по словам его, быть правою рукою государства. История жизни сего государя, представляя беспрерывные усилия с самой его юности к устроению мореходства, непосредственно принадлежит к истории флота. Но прежде, нежели приступить к повествованию его деяний, потщимся обозреть, какие способы имела Россия для заведения мореходства и что в последние времена в пользу оного сделано было.
Россия, прилежа к трем морям — Балтийскому, Белому и Каспийскому, при Михаиле Федоровиче была отрезана от первого уступкою земель, на Финском заливе лежащих. Белое море всегда было владычеством русских; часть же Каспийского, прилежащая к завоеванному Астраханскому царству, открыла при Иоанне III свободную дорогу в Персию. Море сие простирается в длину от севера на юг на 1000, а по наибольшей ширине на 400 верст и, принимая в себя многие реки, не имеет ни соединения с другими морями, ни других истоков и составляет доныне загадку для естествоиспытателей, недоумевающих, куда сбывает вода, обильно приносимая величайшими в свете реками. Другая достопамятность моря сего состоит в отступлении от восточных и поглощении западных берегов, так что многие города, особенно Баку, стоящий на сем последнем, основанием стены своей сравнялся уже с поверхностию моря, а предместия его, давно затопленные морем, составляют подводный перешеек от города к востоку.
Далее из категории Интересные факты: "Русский флот. Три моря"