За всю историю летописания новгородские летописи сохранили три имени создателей художественных ансамблей: Гречин Петрович (1196 г.), Исайя Гречин (1348 г.) и Феофан Грек (1378 г.). Если в основе этого избирательного списка лежат талант и слава, а не слепая случайность, надо надеяться, что Олисей Петрович принадлежал к числу прославленных мастеров.
Естественной представляется попытка отыскать среди дошедших до нас произведений новгородской живописи работы, выполненные Олисеем Гречином в его мастерской иконостасов.
Оставляя в стороне иконы, которых от рубежа XII—XIII веков сохранились единицы, вспомним, что Олисей писал и фрески. Ко времени его деятельности в Новгороде относится несколько монументальных живописных работ: в 1189 году была расписана Благовещенская церковь в Аркажах, в 1196 году, как мы уже знаем,— Пречистенская церковь в Детинце, в 1199 году — Преображенские церкви в Старой Руссе и в Нередице под Новгородом. Живопись Нередицкой церкви до последней войны существовала практически во всей полноте: тогда с нее снимали копии, делались фотографии и описания.
«Росписи Спас-Нередицы, являвшиеся крупнейшим средневековым живописным ансамблем не только в России, но р в Европе, были почти полностью варварски уничтожены фашистами во время их оккупации Новгорода. Для русской культуры гибель росписей Нередицы — это ничем не вознаградимая утрата, потому что в них новгородские черты выступали с такой силой, как ни в каком другом памятнике. Фрески Нередицы поражали своей изумительной сохранностью и ни с чем не сравнимой полнотой в подборе сюжетов, которые почти исчерпывающим образом знакомили зрителя с системой средневековой росписи. Кто не имел счастья видеть фрески Нередицы, тому трудно составить достаточно полное представление о монументальной живописи средних веков».
Я привел здесь мнение крупнейшего знатока средневекового искусства В. Н. Лазарева не только потому, что оно ярко характеризует высокий уровень живописи в Новгороде 90-х годов XII века. Исследователи этой росписи насчитывают в ней до десяти различных манер. Иными словами, именно в этом ансамбле, исполнение которого привлекло, вероятно, практически всех новгородских художников того времени, владевших искусством фрески, наиболее перспективным представляется искать и Олисея Гречина.
Детальное изучение сохранившихся художественных произведений рубежа XII—XIII веков позволило сформулировать аргументированную гипотезу об участии Олисея Гречина в качестве главного художника в создании фресок церкви Спас-Нередицы под Новгородом.
Хотя раскопки в Новгороде продолжаются уже пятьдесят лет, они лишь слегка коснулись массива нетронутых древностей. Общая площадь древней части города в пределах его оборонительных валов конца века равняется 260 гектарам. Таким образом, раскопками вскрыт лишь 1% памятника. Конечно, не вся территория средневекового города равноценна в культурном отношении: в городе существовали не только жилые комплексы и общественные центры, но также сады, огороды, даже пастбища и луга, не говоря уже о болотистых участках, в течение многих столетий не осваивавшихся. Определяя особо ценный объем древней территории, можно условно говорить примерно о 100 гектарах.
Какие еще неоткрытые ценности хранит и сегодйя почва Новгорода, можно судить по научно обоснованному подсчету перспектив обнаружения берестяных грамот. Анализ насыщенности ими культурного слоя Новгорода на уже обследованных участках позволяет утверждать, что со временем здесь может быть открыто не менее 24 тысяч древних берестяных документов, которые откроют нам детали древнего быта, экономической и политической истории средневековья.
Далее из категории Интересные факты: "История успеха. Эдвард Ламперт, удачливый бизнесмен или просто скупщик раззорившихся компаний?"