Форма входа





Поиск на Азбукиведи

Пользовательский поиск в







Приветствую Вас, Гость | Группа "Гости" |
АЗ БУКИ ВЕДИ - "Я буду знать" 

Первая страница на пути в прошлое | Профиль | Регистрация | Вход | Выход | RSS


Первая страница на пути в прошлое » Библиотека материалов » Искусство

Памятники древнего русского зодчества
              С преобразованием России в начале XYIII ст. наше зодчество, получившее в XYI-XYII ст. самобытный характер, уступило место западным формам искусства, и отечественные памятники архитектуры отошли в область истории. В текущем столетии у нас опять обратились к  усиленному изучению допетровской России. Храмы, впрочем, уже в начале текущего века строились в духе древне русского строительства. Этому всегда сочувствовала и наша академия художеств. Начиная с 70х годов, она ежегодно посылала своих воспитанников по всем губерниям России для изготовления надлежащих рисунков с памятников зодчества. С течением времени собирался обширнейший художественный материал; в печать стали проникать рисунки и сведения о разных художественных памятниках старины, появлялись специальные статьи, и, наконец, создалась некоторая литература о древнерусском зодчестве.


              Теперь наши храмы стали строиться почти исключительно в русском стиле. Москве, как  и следовало ожидать, принадлежит почин в этом деле. Мы видим там грандиозные и характерные новые здания (Исторический музей, Верхние и Средние торговые ряды, городская дума, дом Игумнова, музей Щукина, частные театры и проч.; между прочим, и памятник  императору Александру II отстроен в русском стиле). Таким образом, насколько сильное влияние имела Москва в развитии древней архитектуры, настолько же она способствовала и возрождению её. Академия же художеств, сохраняя в своих стенах драгоценную коллекцию не изданных рисунков, предприняла капитальнейшее издание памятников древнего русского зодчества. Руководство изданием возложено на академика архитектуры В. В. Суслова. Этого издания вышло теперь уже 4 выпуска.

                 Издание захватывает все главнейшие стороны русского зодчества, включая стенопись церковных священных изображений, орнаментальную роспись, раскраску изразцов и архитектурных частей, образцы металлического производства, резного и т. п. Текст к  рисункам, составленный г. Сусловым, освещает памятники как  с художественной, так  и с исторической сторон.

                Для археологической науки издание представляется наглядным выражением строительной деятельности наших предков; кроме того, историческое описание памятников устанавливает непосредственную связь прошлой жизни известного края с зодчеством того времени. Рисунки с предметов художественного производства, как-то: резьба и раскраска по дереву, образцы изразцового дела, слесарного и пр., также заслуживают большого внимания. Весьма важным материалом представляется издание и для современных задач реставрации памятников; с одной стороны оно является подспорьем в наблюдении форм, а с другой - охраняет опубликованные памятники от искажения. Благодаря тому, что в издание входят деревянные церкви и характерные части сельских построек, могущие служить образцами и для современная плотничного искусства, можно надеяться, что в строительном деле отдалённых мест России издание сыграет немаловажную роль. Конечно, и художник строитель без него обойтись не может.

                 Чтобы дать читателю более ясное представление об этом роскошном издании, мы воспроизводим, из него на страницах нашего журнала два любопытные памятника: колокольню в Успенском монастыре в Александрове (владимирской губ.) и церковь в посаде Уна (архангельской губ.).

                 Успенский женский (с 1764 г. — 1го класса) монастырь расположен на окраине города, на берегу р. Серой. Начало женскому монастырю положил игумен Лукиан в 1642 г. восстановлением разоренной церкви Успения, основанной Иваном Грозным на своем царском дворе, Вступив во второй брак, царь Иван Васильевич часто жил в Александровской слободе. Отсюда пронеслась по Москве весть об оставлении Грозным государства. Здесь же царь учредил и «опричнину», «начав в слободе" жити со всеми бояры своими». Вместе с этим, опричники «начаша в слободе дворы ставити и избы разрядныя». К этому времени относится построение существующего поныне каменного здания в монастырь – дворца Ивана Грозного.

                Назначив Александровскую слободу главным пунктом опричнины, царь, по сказанию иностранцев, посещавших слободу, учредил весь монастырский обиход, наименовав себя игуменом, Вяземского-келарем и Малюту Скуратова-экклезиархом.
Благодаря религиозному настроению царя, им построены в слободе новые храмы и, между прочим, и изображенная здесь соборная колокольня. Царь с царевичем и Малютою каждодневно, в 4 часа утра, ходил на колокольню благовестить к  заутрене.

               По смерти Грозного, любимое местопребывание его оставалось забытым. В половине XVII ст. здесь создается девичья обитель. Соборная колокольня (построена до 1570 г.) стоит отдельно; первый этаж колокольни занимает церковь во имя распятия Иисуса Христа. Церковь извне окружена семью глубокими нишами. С южной стороны к  колокольне примыкает одноэтажный келейный корпус.

              Келии при колокольне занимала, во время своего пребывания в Успенской обители (с 1698 по 1707 гг.), царевна инокиня Маргарита Алексеевна, отправленная в монастырь за сообщничество с бывшей правительницей царевной Софией. Прах инокини Маргариты (в мире Марфы) покоится рядом с прахом сестры ее Феодосии, в монастыре под Сретенской церковью, где находится и портрет царевны Марфы.
Посад Уна, в котором находится помещенная у нас деревянная церковь Св. Троицы, расположен на почтовом тракте из г. Архангельск в г. Онегу, на берегу реки Уна.

               В подлинной писцовой книге по г. Холмогорам (1622-1624 п.; поименованная церковь значится «древяна вверх». Церковь трехпридельная, имеет в плане вид крестообразного сруба, над срединой возвышается шатер, боковые части подразделены с фасада на уступы.

             К северному и южному крылам церкви пристроены алтарные помещения, ризница и кладовая. Церковь со всеми перекрытиями сделана из бревен. Восьмигранный сруб к шатер скреплены деревянными связями. Церковь ныне несколько переделана и обшита тесом.
             Подробное исследование ее, однако же, дало возможность ясно восстановить на рисунке ее первоначальный вид.

Категория: Искусство | Добавил: ivanov (27 Ноябрь 2010)
Просмотров: 9913 | Теги: зодчество, древнерусское | Рейтинг: 4.1/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright roma@rio © 2017