Ранее из категории История технологий: ""

Порох для гражданских самолётов и почему у балерины не кружится голова

Дайджест научно-технических новостей из 1970г.

Стеклянное сито усиливает электронную реку

Возьмите стеклянную пластинку размером в пятак и аккуратно проделайте в ней миллион (1 000 000) дырочек. После этого покройте каждую дырочку внутри люминофором, которым покрыты экраны телевизионных трубок. Готово? Теперь у вас в руках не просто стеклянное сито, а мощный усилитель электронов. Его создали специалисты одной американской фирмы для приборов ночного видения. Пластинка стоит между фотоэлементом, воспринимающим свет, и экраном, на котором появляется изображение. Электроны, выбитые из пластины фотоэлемента «атомами» света — фотонами, влетают в отверстия стеклянного сита, ударяются там о люминофор и -выбивают из него электроны, которые по пути выбивают другие электроны, а те еще другие, а те еще… словом, вместо одного «затравочного»
электрона к экрану подлетают десятки тысяч. И на нем возникает яркая картинка.
Все это хорошо, скажете вы, но как сделать такое сито? Об этом в статье о новом усилителе говорится глухо Секрет фирмы. Тем более, что он разрабатывался 7 лет.

Жидкий газ — в авиацию

Поршневые самолеты заправляются авиационным бензином, реактивные довольствуются керосином, а сверхзвуковые лайнеры возможно, перейдут на сжиженный природный газ. Расчеты показывают, что такая замена позволит на 30 процентов увеличить полезную нагрузку. Удастся создать маленькие двигатели, работающие при гораздо более высоких температурах в камере сгорания: ведь камеры и лопатки турбин можно будет охлаждать жидким газом. Повысится и КПД двигателя. Словом, жидкий газ сулит множество преимуществ. Именно поэтому в последнее время авиаторы и обратили на него серьезное внимание.

Один — против семи миллионов

Французские ученые установили, что существуют семь миллионов веществ и соединений, способных вызывать раковые заболевания. Но это еще не все Профессор Джон Хиггинсон, сотрудник Международного исследовательского ракового центра в Дионе, сообщил, что ежегодно открывают 300 000 новых веществ, которые могут стать возбудителем рака. Приходится только радоваться, факту, что люди, имея столько возможностей заболеть раком, в подавляющем большинстве не болеют им.

Фактор ночного воздуха

Так назвали английские микробиологи обнаруженное ими новое химическое соединение, формула которого до сих пор еще неизвестна. Однако подмечено, что оно образуется только ночью. Полагают, что «фактор» — продукт реакции между выхлопными газами автомобилей и озоном, в ничтожном количестве всегда содер-жащимся в воздухе. Днем в результате реакции образуются вещества, вызывающие у людей кашель и резь в глазах. Зато ночью, без участия солнечного света, образуется совсем иное вещество. с поразительной скоростью убивающее микроорганизмы. Сотрудники Исследовательского института микробиологии в Вильтшире (США) К. Мэй, X. Друэтт и Л. Пэкмен выставили на ночь чашки с возбудителями бруцеллеза и туляремии за окно лаборатории и через три часа бактерии полностью погибли.

Сколько кислорода в крови?

Этот вопрос волнует медиков очень часто. Особенно важно знать это при операциях на сердце и легких, когда применяется аппаратура искусственного кровообращения или дыхания. Все способы определения количества кислорода, которыми пользовались медики до последнего времени,
были неудобными и неточными. Специалисты Берлинского технического университета разработали чрезвычайно простой и практически мгновенный способ. В кровь или кровеносный сосуд вводится тонкая игла, на конце которой укреплен микрокристалл германия Скорость окисления германия зависит от содержания кислорода в крови. Тончайшими проводниками германий связан с регистрирующей аппаратурой. Приборы регистрируют мгновенные изменения содержания кислорода.

Ракеты в гражданской авиации

Спешим предупредить недоуменные вопросы- ракеты эти маленькие, и задача их — помочь тяжело груженному самолету оторваться от земли. В свое время такие пороховые ускорители применялись только на военных самолетах. Это были устройства разового действия: после того, как заряд пороха выгорал, корпус сбрасывался — и, упав на землю, разбивался. Для гражданской авиации разработаны ускорители, выдерживающие до 500 тысяч включений. Они надежно прикреплены к фюзеляжу самолета и перед вылетом снаряжаются пороховым зарядом, который горит 15 секунд. Как будто недолго — а полезная нагрузка одной из машин после введения ускорителей возросла на 4 тонны!

Почему у балерины не кружится голова?

Врачи, исследовавшие танцовщиц, предполагают, что балеринам помогает специальный метод тренировки обычный для балета. Суть этого метода — умение при каждом пируэте удерживать в поле зрения какую-нибудь неподвижную точку. В этом секрет того, что балерины могут в одном из фрагментов (Лебединого озера» делать 34 оборота за 24 секунды.
Врачи полагают, что способ фиксированного пятна», дающий такие хорошие результаты в балете, может оказаться полезным элементом в тренировке космонавтов, готовящихся к жизни в состоянии невесомости.

Масса юпитера

Сибела, одна из малых планет, была открыта еще в 186! году. Американский астроном О’Гендли, сотрудник лаборатории космических исследований в Пассадене (США), проследил движение Сибелы за 105 лет — с 1861 по 1966 год. Ему удалось точно установить замедление и ускорение Сибелы при проходе ее вблизи Юпитера и по этим данным определить массу Юпитера с большой точностью. Прежде считалось; его масса в 1042,7 раза меньше массы Солнца, теперь установлено, что она меньше массы Солнца в 1047,39 раза. Разница как будто невелика, но она может иметь серьезное практическое значение при вычислении трассы космических кораблей

Далее из категории История технологий: ""