Форма входа





Поиск на Азбукиведи

Пользовательский поиск в







Приветствую Вас, Гость | Группа "Гости" |
АЗ БУКИ ВЕДИ - "Я буду знать" 

Первая страница на пути в прошлое | Профиль | Регистрация | Вход | Выход | RSS


Первая страница на пути в прошлое » Библиотека материалов » Искусство

П. А. Бессонов. и Н. А. Римский-Корсаков и его опера "Садко"

П. А. Бессонов.

(Портр. на стр. 258.) 22-го февраля 1898 года скончался в Харькове от паралича сердца знаменитый наш ученый Петр Алексеевич Бессонов. Покойный родился в 1828 г. Он был сын московского священника, состоявшего законоучителем в университетском пансионе. Свое первоначальное образование П. А. получил в московской духовной семинарии, откуда и поступил на историко-филологический факультет московского университета и кончил курс первым, со степенью кандидата. Будучи одним из лучших учеников Буслаева, Шевырева и Бодянского, он еще студентом второго курса обратил на себя внимание гр. С. С. Уварова своим сочинением "О современном состоянии психологии". Оставленный при университете, П. А. Бессонов посвятил себя специальному изучению древних языков, славянских наречий и.санскрита. …Чтения эти производились им по памятникам и сопровождались этнографическими, историческими и филологическими объясненіямн. Но время своего пребывания в г. Вильно покойным исполнен был огромный труд, в котором онъ проявил свои выдающияся исторические и лингвистически! знания. По особому поручению им были разобраны, приведены в известность и описаны капитульный и епархиальный архивы, состоящие при римско-католической кафедре, и разобраны библиотека и бумаги умершего в Вильно ученого Малиновского. В 1856 году П. А. Бессонов удостоен был от Императорской Академии Наук почетного отзыва за издание: "Болгарские песни".

П. А. Бессонов, в качестве члена от министерства народного просвещения, работали высшей комиссии для пересмотра всех действующих о евреях в Империи законов.

Широкую и крайне почетную известность покойный II. А. Бессонов завоевал своими многотомными трудами по народной словесности, как-то: "Песни II. В. Киреевскаго", "валики перехожие", "Болгарские песни", "Детские несни" и "Белорусские песпи"; каждое из этих сочинений в отдельности представляешь колоссальный труд и составляешь ценный вклад в науку.

Кроме того, перу II. А. Бессонова принадлежишь ряд статей, разбросанных в различных периодических изданиях: Молве, Дне И. С. Аксакова, Русской Бгсивде, Русском Архиве, Православном Собеседнике и г. д.

Во внимание к выдающимся учены м заслугам 11. А. Бессонова, казанский университет поднес ему еще в 1878 году почетный диплом на звание доктора славянской филологии.


Н. А. Римский-Корсаков и его опера "Садко"

(Портр. на этой стр.).

Во время великого поста в Петербурге гастролировали две оперные труппы: немецкая, дававшая преимущественно вагнеровские произведения в Мариинском театре, и русская, московская, частная, занявшая большой зал консерватории и отводившая много спектаклей операм г. Римского Корсакова. Благодаря ей, мы познакомились с новой оперой последнего: "Садко", имевшей успех в Москве. Кроме того, московской труппой поставлены были его же "Майская ночь" (комическая онера), "Псковитянка" (драматическая) и "Снегурочка" (эпическая), "Хованщина" Мусоргского, "Опричник " Чайковского, впервые также "Богема" Пуччинн, пользующаяся в Италии, хотя и деланным, но шумным успехом, и др. Словом, труппа имеет свои репертуар с национальной окраской, равно как и немецкая-свой. Так как г. Римский-Корсаков занимает в репертуаре исключительное место, и другие оперы его известны уже читателям, то мы остановимся преимущественно на его новой опере: "Садко".

"Садко" шестая опера нашего композитора, испробовавшего свои силы в разных жанрах: комическом ("Майская ночь", "Ночь перед Рождеством"), драматическом ...дела ни с драматическим действием, и и с ярко очерченными характерами, ни с определенными страстями, ни с известными положениями (комическими или трагическими). Здесь он был предоставлен своей сфере: музыкальному описанию бытовых сторон, лирических моментов, фантастических картин. "Садко" обладает теми же сторонами; и здесь-былина (опера и названа "былиной" "в картинах"), эпический сюжет, есть лиризм (отношения жены Садко, Любавы, к мужу), фантастический элемент (любовь дочери морского царя Волховы к Садко, его пребывание в подводном царстве), бытовые стороны (Новгород, его торговый отношения) и пр.

Картины между собою мало связаны, но каждая из них в отдельности интересна. Особенно удачны первые три картины, представляющие резкий контраст между собой. Первая происходит в Новгороде, вторая у Ильмень-озера, а третья в тереме Садко; бытовой картине противопоставляется фантастическая (любовная сцена Садко и Волховы, обещающей ему три рыбки златоперых, которые принесут ему счастье и богатство) и реальная (жена, скучающая по отсутствующем муже). Следующие картины, имеющие своим сюжетом посещение Садко подводного царства и возвращение его к жене в Новгород, обилуют массой эпизодов, излишними подробностями, без которых можно было бы смело обойтись.

Фантастический элемент наиболее удачный в "Садко": вторая картина-кульминационный пункт оперы; для следующих картин, в которых действует морская царевна композитор пользовался своей фантазией для оркестра "Садко", написанной давно уже, лет тридцать тому назад, и вошедшей почти целиком в шестую картину, в которой Садко своей игрой на гуслях приводит в движение и веселие все подводное царство. Автор имеет большую склонность к народным сценам, и им отведено не мало места в "Садко"; таковы: первая картина, четвертая (нечто в роде торжища; с картинами этого рода мы знакомы по "Псковитянке" (народное вече) и "Младо" (торжище)) и последняя. Эффектна и пятая картина, в которой Садко, простившись с дружиною на корабле, опускается на дно морское.

Автор удачно вводит и сказку о морской царевне, и былину о Волхе Всеславиче, рассказываемую гусляром Нежатой, и эпизод из Голубиной книги (калики перехожие), и сказку о Хмеле-Яре (скоморохи), и др. Наиболее удачно отделанными в музыкалыюм смысле фигурами являются: морская царевна Волхова, имеющая много общего по характеру своему и обрисовке с Снегурочкой и былинный герой Садко, речи которого, хотя и речитативного свойства, но не лишены мелодичности (в этом отношении автор делает в "Садко" большой шаг вперед). Обставлена опера весьма хорошо для частной сцены, чего нельзя сказать о постановке московской труппой других опер.

В. Баскин.


Дополнительная информация:



Категория: Искусство | Добавил: ivanov (23 Сентябрь 2010)
Просмотров: 3064 | Теги: Римский — Корсаков, Садко, Хованщина, Бессонов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright roma@rio © 2017