Ранее из категории История технологий: ""

Первые опыты передачи электрической энергии — 4

виды динамо машинВ этом отношении весьма характерны высказывания видного французского электротехника Мориса Леблана (1883): «Мы уже указывали, что совокупность наших рек образует сеть, прекрасно распределенную по всей территории. Нетрудно эту сеть в будущем дополнить и исправить в тех местах там где это потребуется, (или заказать срочно как сейчас можно заказать плоттерную резку в Москве) создав вторую сеть, которая подавала бы на плоскогорья ту работу, которой располагают в долинах. Здесь именно можно будет применить чудесный способ передачи энергии при помощи электричества, который, благодаря работам М. Депре, так быстро внедрился в область практики, и я не теряю надежды увидеть в ближайшем будущем рядом со , приводимые в действие турбинами.

Франция покроется обширной сетью проводов, и каждый крестьянин будет обрабатывать свое поле той же силой (водой), которая раньше производила лишь периодические разрушения. Таким образом, окажется также преобразованной металлургия, и многие минералы, ныне не подлежащие использованию, смогут легко подвергаться обработке при помощи электролиза, ибо электричество станет великим фактором в промышленности, заняв место угля. Франция, обладающая целыми горами из пирита, станет страной, наиболее богатой железом.

Но, помимо самоочевидных экономических выгод, имеются и другие, не менее важные. Мы живем в стране демократической, стране мелких собственников, в которой с трудом прививаются большие ассоциации, растворяющие в себе личность. Иначе говоря, Франция любит свой дом и желает в нем оставаться. Паровая машина требует, чтобы все группировалось возле нее, так как она не может передавать своей мощности на расстояние. Отсюда возникают те огромные заводы, где рабочие оказываются в некотором роде в роли солдат, где они живут вне семьи неестественной жизнью, не подходящей для них со многих точек зрения, не согласной с их вкусами и характером.

Электричество, которое способно передавать работу на расстояние и распределять ее делением на мелкие части, позволит ремесленнику, имеющему у себя дома станок, работать так же выгодно, как и на заводе; оно (электричество) обладает способностью преодолевать расстояние. Таким образом, мы будем иметь «рабочих-крестьян» вместо нынешних заводских рабочих, и, по-моему, это является наиболее действительным средством для увеличения общего счастья масс».
Историческая действительность вскоре показала, насколько наивны и несбыточны подобные упования, отражавшие интересы разорявшихся масс. Электроэнергетика вовсе не остановила концентрации промышленности. Наоборот, она открыла этой тенденции капитализма необычайно широкие возможности.

Депре не ограничил своих исследований опытами на Мюнхенской выставке. Он их продолжал до 1886 г. и в течение этого времени осуществил ряд передач, причем каждая отличалась новыми достижениями, но до промышленных установок было далеко. Последователи Депре — Фонтэн и Броун, пользуясь также генераторами постоянного тока, но более усовершенствованного образца, достигли лучших результатов. Однако и этих результатов было еще недостаточно, чтобы строить электростанции промышленного типа.

русский электротехник М. О. Доливо-ДобровольскийТакая станция впервые была построена в 1891 г. русским электротехником М. О. Доливо-Добровольским и упомянутым выше Броуном в Лауфене. На происходившей в этом году выставке во Франкфурте-на-Майне демонстрировалась передача электрической энергии от Лауфенской станции, находившейся на расстоянии 175 км. Мощность станции равнялась 300 л. с. Подобный необычайный результат стал возможным потому, что в данном случае была разработана совершенно новая система, основанная на использовании переменного тока. Эта система явилась следствием знаменитых изысканий Доливо-Добровольского, завершившихся введением в промышленную практику многофазных токов. На этом принципе и качала развиваться современная электроэнергетика. Вот почему справедливо считать нашего соотечественника пионером электрификации. К сожалению, деятельность Доливо-Добровольского — этой крупнейшей фигуры в истории электротехники — до сих пор не только не изучена, но даже почти не освещена, хотя всем известно, что Лауфенско-Франкфуртской линией начинается промышленная история электропередач.

Далее из категории История технологий: ""