Ранее из категории География: ""

На берегах Конго 1898г. (2)

Продолжение. Начало здесь.

«…Интересное описание Конго и новой его железной дороги дает один из недавно вернувшихся оттуда путешественников. «Корабль наш, — рассказывает он: — вошел в величественное русло реки Конго и бросил якорь в гавани Банана. Левый берег ее представляет собой песчаный полуостров, вдали кругом видны горы и дремучие леса, там и сям белеют фактории негоциантов или мелькнет флаг агента какого-нибудь из европейских государств. Правый берег — мягкие луга; около него всюду снуют узкие пироги негров, вдали же сквозь дымку прозрачных облаков вырисовываются на горизонте выступы горных кряжей. Мы пересели на пароход и понеслись по направлению к  нынешнему главному городу вольного государства Конго-Бома.

«Столица государства находится под прикрытием расположенного на возвышении форта. Тут есть церкви, правительственные учреждения, казармы, конка. Климат тропический, тени мало. Преступники, высланные с верхнего Конго, копошатся вокруг целыми тучами, занятые осушкою болот. Река между Бомой и Виви протекает по насыпям камня и кварца — осколков скал, которые ее окружают. Местность около Виви на громадное пространство песчаная, за ней виден густой лес травы, вышиною с доброе дерево. Вот, наконец, и Матади (начальная станция железной дороги), в удобной гавани которого мы, и распрощались, на время, со своим пароходом.

«Переночевав на станции, мы на другой день рано утром заняли, наконец, новенький удобный вагончик  и понеслись в недра негритянской страны. По выходе из города дорога пересекает скалистую местность и тянется затем по скатам гор, возвышающихся от 50 до 100 сажен над уровнем океана. Стараясь избегать горных ущелий, дорога употребляет на их обходы около двух лишних верст, поминутно встречая при этом на своем пути мосты длиною от 2 до 50 сажен. Вообще на расстоянии первых 28 верст железнодорожное полотно изобилует массою подъемов и уклонов, быстро сменяющих друг друга. Проехав 37 верст, мы прибыли на следующую станцию Кенге, лежащую на горе в 117 сажен, пересекли довольно широкий приток  Конго-Луфу и, сделав новые 56 верст, подошли к  третьей станции Сонголо, находящейся также на 179 саженной горе. Впереди виднелись еще более высокие вершины гор Цоле (224 саж.), чрез которые попрежнему бесстрашно понес нас поезд и, миновав новый приток  Конго-Квибу, уже почти к  вечеру прибыл на четвертую станцию -Тумба.
Едва успели мы остановиться, как  все пассажиры поезда повысыпали уже на платформу станции. — «Что же это? Разве поезд не пойдет дальше?» — спрашиваем кондуктора. — «О, нет! В Тумба пассажиры ночуют, так  как  ночью ехать по горам опасно…» Делать нечего пришлось и нам покориться общему правилу. Оказалось, что в течение 9-ти часов мы проехали 175 верст, т.е. около половины всего пути.

«На другое утро мы снова помчались (если можно так  назвать скорость от 17 до 20 верст в час) к  востоку на перерез хребта высокого горного кряжа Цона-Конго (344 саж.) и спустились оттуда к  станции Инкизи, лежащей всего на 93-саженной высоте. Затем, миновав реку того же имени, дорога, то вздымаясь, то снова опускаясь, достигает шестой станции-Тампа (на высоте в 296 саж.), отстоящей от станции Тумба на 140 верст. Наконец, пролетев последние 49 верст, мимо иезуитской миссии Кимуенца, и пробыв в дороге немного более 10-тичасов, мы по вчерашнему точно так  же уже вечером прибыли, наконец, на седьмую и последюю станцию железной дороги Доло, причем почти около самого города миновали какой-то новый кряж гор в 232 сажени высоты над уровнем океана. Доло снабжен удобною и хорошо защищенною гаванью, к  которой проложена даже ветвь от центрального вокзала. Со временем предполагают провести дорогу до самого южного берега громадного водоема Стэнли — Стэнли Поля».

Так  заканчивает путешественник  свой интересный рассказ. Добавим, что теперь железная дорога доведена до Леопольдвилля. Она построена в одну узкую (1,05 арш.) колею, обладает подвижным составом в 56 локомотивов, 208 товарных и 15 пассажирских вагонов (1 и 2 классов). Культурно-экономическое значение дороги для центральной Африки очевидно, ибо притоки среднего Конго, составляющие в общем более 10.000 верст судоходного пути, имеют ныне, благодаря заботам об этой стране европейцев, скорое, дешевое и удобное сообщение с рынками всего мира. И, надо сказать правду, молодое свободное государство Конго далеко не бездействует в этом отношении. По последним официальным сведениям нынешняя торговля 14-тимиллионного населения ее составляет по вывозу 8.863.830 герм. марок, а по ввозу — 8.655.660 марок.
Главные предметы вывоза составляют: пальмовое масло, каучук, слоновая кость, копаловая камедь, земляные орехи, пчелиный воск; из овощей: сладкий картофель, огурцы, дыни и томаты.
Предметами же ввоза служат ткани, ружья, порох, алкоголь и табак.»

Далее из категории География: ""