Ранее из категории Ярославская губерния: ""

Ярославский край в XVII веке

Михаил Фёдорович Романов
Михаил Фёдорович Романов

Печальную картину разрушения представлял наш край после смутного времени: города были разграблены, села и монастыри выжжены; в лесах бродили шайки поляков, казаков, беглых людей, не дававшие покоя мирным жителям; отряды Лисовского тревожили еще Романов, Углич. Пошехонье и окрестности Ярославля; в 1617 году запорожские казаки пытались овладеть Ярославлем, но были отбиты боярином И. В. Черкасским.

Первым делом царя Михаила Феодоровича по восшествии его на престол было очищение государства от вражеских шаек; для этого требовалось войско, на содержание которого необходимы деньги; а казна была пуста, и потому вся тяжесть содержания армии пала на городское и сельское население. Почти все царствование Михаила Феодоровича, в течение 32 лет, было занято тем, чтобы залечить раны, нанесенные смутным временем. Отец царя, патриарх Филарет, занялся возобновлением разрушенных монастырей и церквей; по повелению царя, в Углич было поселено из разных мест несколько сот посадских людей. Мало-помалу порядок был водворен. В то же время совершенно заканчивается историческая роль городов ярославского края; события, совершавшиеся здесь в ХVII веке, не привлекают к себе всеобщего внимания и представляют лишь местный интерес. Торговля и промышленность края снова начинают сосредоточиваться главным образом близ Волги; Ярославль, находясь на перекрестке путей, занял видное положение, ведя торговлю с Западной Европой через Архангельск, с Индией и Персией по Волге. Местность между Ярославлем и Москвою исстари была самою населенною; зимою по ярославской дороге в Москву попадались иногда обозы в 700 и 800 саней, нагруженных хлебом или рыбою; северные жители за тысячу верст приезжали в Москву покупать хлеб и привозили соленую рыбу, меха и кожи. Ярославль стоял, таким образом, на большой торговой дороге и должен был принимать участие в торговле.

В царствование «тишайшего» царя Алексея Михайловича появилось на Руси старообрядчество, последователи которого нашли в нашем краю безопасный приют, спасаясь в обширных лесах от преследования (см. главу «Религия»). Усиленному распространению старообрядчества, в самом начале его появления помогло пробудившееся стремление к просвещению и сближение с иностранцами в высших кругах. Иван III, Иван IV Грозный, Борис Годунов, Лжедимитрий I делали неоднократные попытки завязать близкие сношения с иностранцами, выписывали из заграницы разных мастеров и ученых людей, направляли русскую молодежь туда учиться; смутное время остановило это движение.

Но как только смута утихла, подражание иностранцам стало усиливаться все более и более: русские, войска устраиваются на иноземный образец; иностранцы получают разные льготы, отчего происходить небывалый дотоле наплыв их в Россию; в 1631 году в Ярославле считается 29 иностранных контор; иностранные мастера заводят свои производства. Правительство и лучшие люди земли русской начали сознавать необходимость преобразований: нам уже. нельзя было обойтись без лекарей, заводчиков, офицеров, мастеров, а своих еще не было; появились уже и разные заморские новинки: часы, музыкальные инструменты, картины, конечно, сначала в домах только знатных людей; у них же начали устраиваться и театральные представления, в которых участвовали немцы. Но в то же время явились и многочисленные противники всего этого, стоявшие за старину; отступление от того, как жили деды и отцы, они считали грехом.

Патриарх Филарет
Патриарх Филарет

Движение к новизне началось в Москве; города же северной Руси стояли за старину; это происходило от долговременного застоя, от недостатка внутреннего движения, оттого, что жизнь наша шла в стороне от жизни других образованных народов. Наше государство того времени было государство сельское, и город являлся не более не менее, как большим огороженным селом; городские жители занимались земледелием; промыслы развиты были слабо; в торговле наши купцы долго не могли справиться с иностранными, которые были и богаче, и ловчее их, умели действовать вместе, заодно. Несколько раз ярославцы, ростовцы, угличане и других городов торговые люди жаловались государю на то, что англичане и голландцы по государевым жалованным грамотам ездят в Москву и по многим другим городам со всякими товарами, покупают русские товары и потом продают их у Архангельска тайно и беспошлинно: оттого русские торговые люди к Архангельску ездить перестали, ярмарка начала пустеть, «а мы от них в конец погибли».

Текст из книги
«Наш край. Ярославская губерния — опыт родиноведения»
1907г. авт. П.А.Критский

файл в формате Word (современный шрифт, добавлены иллюстрации)

сканы в архиве RAR (оригинальный дореволюционный шрифт)

Далее из категории Ярославская губерния: ""