Русский народ на плечах своих вынес тяжёлые бедствия смутного времени, когда не было царя, не было патpиapxa, не от кого было ждать помощи; сила народная оказалась несокрушимою. Из народа вышел нижегородский мясник Козьма Захарович Минин; мужики первые поднялись на защиту гибнувшего отечества. В это время проживал в Борисоглебском монастыре, в 15 верстах от Ростова, затворник Иринарх, добровольно удалившийся от мира. Он родился в 1548 году от крестьянина Ростовской области, деревни Кондакова, назывался в мире Ильёй; до 30 лет Илья занимался торговлею в Ростове, где имел собственный дом и хоть дела шли хорошо, но он но увлекался барышами; остатки их раздавал бедным, а сам свободное время употреблял на занятия грамотой у одного посадского человека.
Узнав суетность мирской жизни, Илья решился уйти от соблазна, передал дело матери и отправился на р. Устре, в монастырь к Борису и Глебу, где постригся в монахи под именем Иринарха, и около 40 лет жил безвыходно в келье, заковав себя в цепи. Тяжелые времена, настали на Руси, и чем тяжелее становилось русскому народу, тем длиннее увеличивал Иринарх свои вериги. Впервые возложил, он на себя трехсаженные цепи, когда узнал об отмене Юрьева дня, когда крестьяне лишились воли; в Угличе погиб царевич Дмитрий — Иринарх прибавил цепей еще на три сажени: прекратился, царствующий дом Рюрика — цепи преподобного удлинились до 9 сажен: не стало на Руси вовсе царя — он носил уже цепей 20 сажен и не снимал их до самой своей кончины в 1616 году, когда мало-по-малу начал водворяться порядок в русской земле. Всё время он проводил в труде: для братии вязал одежды и клобуки, шил одежду нищим, отдавал им последнее, что имел. В то же время он зорко следил за тем, что делалось на Руси, узнавая о событиях от тех, кто приходил к нему поделиться горем, утешиться в несчастии. Слава об иноческих подвигах Иринарха, о его добродетельной жизни и прозорливости выходила далеко за пределы ярославского края; он предсказал, между прочим, царю Василию Щуйскому бедствия России и нашествие поляков, его советами пользовались многие известные люди того времени; являлись за благословением в келью князь Михаил Скопин-Шуйский, князь Д. М. Пожарский, Козьма Минин.
Несомненно, преподобный затворник поддерживал упадавший дух народа и воодушевил многих на освобождение России. В житии, составленном учеником его, иноком Александром, рассказывается, что за благословением к нему приходил польский полководец Ян Сапега, которому было известно, что преподобный Иринарх поддерживает сторону Василия Шуйского и пользуется громадным влиянием в населении. На вопрос Сапеги об этом, старец бесстрашно отвечал: «Аз в Руси рожден и крещен, и аз за русскаго царя Бога молю». Затем он начал упрекать Сапегу за его разбой и требовал, чтобы тот оставил в покое русскую землю, иначе грозил ему смертью на чужбине. Сапега смутился и вышел, приказал своему отряду из уважения к преподобному затворнику не трогать монастыря, а затем вскоре и совсем удалился из ярославского края. Когда затем пришел к преп. Иринарху один из панов с известием, что Сапега убит под Москвою, старец сказал: «И вам не быть живыми, если не уйдете в свою землю». Известно также, что преподобный Иринарх побуждал князя Д. М. Пожарского, медлившего выступать из Ярославля, отправляться на освобождение Москвы, послав ему свое благословение.
Во время похода на Москву князь Пожарский с Козьмой Мининым посетили в монастыре преподобного, который благословил их своим крестом и предсказал полный успех. Сильна была вера в преподобного Иринарха, и многие в нем находили подкрепление на борьбу с врагами. А время было такое, что каждое слово ободрения, слово надежды дорогого стоило… После освобождения Москвы от поляков Борисоглебский монастырь, в воздаяние заслуг затворника Иринарха, был освобожден от доставления съестных припасов, собиравшихся тогда повсюду для войска. Преподобный Иринарх погребен близ церковного притвора в ископанной им самим могиле. Цепи, вериги, путы, кресты все эти тяготы безвестного героя смутного времени хранятся и по-сейчас в Борисоглебском монастыре.
Текст из книги
«Наш край. Ярославская губерния — опыт родиноведения»
1907г. авт. П.А.Критский
файл в формате Word (современный шрифт, добавлены иллюстрации)
сканы в архиве RAR (оригинальный дореволюционный шрифт)
Далее из категории Ярославская губерния: "Ярославский край в XVII веке"