Ранее из категории Ярославская губерния: ""

Ярославский край в XVII веке (2)

Воскресенский монастырь в Угличе
Воскресенский монастырь в Угличе

Привычка жить по старине прочнее в сельском населении, чем в городском, и до сих пор сохранилась в глухих захолустьях; человек отвыкает от нее с большим трудом; в ХVII веке привязанность к старине доходила до крайности, и всякая перемена считалась грехом; понятно, что еще большим грехом признавалась всякая новизна в церковном богослужении и обрядах. Отсюда ясно, как встревожились приверженцы старины вообще, когда узнали об исправлении церковных книг и новшествах, которые завел в богослужении патриарх Никон, хотя эти новшества касались лишь упорядочения дела и собственно нового ничего не внесли. Раскол сразу стал на твердую почву: это была борьба за старую Русь…

Ярославлю выпало на долю принять смертные останки когда-то властного патриарха Никона, сосланного после суда в 1666 году в заточение в Кирилло-Белозерский монастырь. Сын царя Алексея Михайловича, царь Федор Алексеевич, разрешил 76-летнему Никону переселиться из ссылки в созданный им под Москвою Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим). С большим трудом больной старец спустился по Шексне и Волге до Толги: здесь встретился он с сосланным архимандритом ярославского Спасского монастыря Сергием, когда-то судившим патриарха: изгнанники помирились. Причастившись в Толгском монастыре, Никон поплыл далее и 17 августа 1681 года остановился на реке Которостли против Спасского монастыря; в тот же день, во время благовеста к вечерне, не выходя на берег, опальный патриарх скончался. Тело его было перенесено в Спасский монастырь, в Москву послан гонец; на присланной оттуда колеснице останки перевезли в Новый Иерусалим, где и преданы земле.

Ярославцы того времени были не чужды образования, приобретаемого главным образом через чтение духовных книг. Любознательность их и охота передавать потомкам сказания о событиях своего времени подарили нас местными летописями, историческими записками, заметками и т. п. Летописи и оказания их заключают в себе по преимуществу сведения об опустошительных пожарах, уничтоживших целые города, моровых поветриях, посещениях царских особ. Царь Алексей Михайлович был в пределах нашего края в 1650 году проездом в Кашин на открытие мощей благоверной княгини Анны. На обратном пути он со своей супругой Марьей Ильиничной и сестрами останавливался в Угличе, где посетил собор, монастыри, церковь Царевича на Крови, при чем снял с себя серебряный нательный крест и повесил на образ царевича Димитрия. К обеду им были приглашены местные власти и знатнейшие граждане.

Село Черкасово на Сити
Село Черкасово на Сити

Через два года после этого посещения была получена в Угличе интересная царская грамота относительно ограничения слишком распространившегося употребления крепких напитков, продажа которых производилась от казны на кружечном дворе; кроме того, в городах и значительных селениях было много царских кабаков и других питейных заведений. Грамотою 1652 года повелено было все мелкие питейные заведения уничтожить и оставить только в городах по одному кружечному двору. Продажей хмельных напитков заведовали голова и целовальник, ежегодно избиравшиеся из городских жителей, известных своей честностью и достатком. При вступлении в должность они под присягою давали обещание «сбирать казну великого государя с великим радением, в правду и без всякие хитрости». Виноторговля была строго подчинена особым правилам: запрещалось продавать вино в посты и праздники, отпускать напитки в доле и под заклады; продавать водку священникам, диаконам и монахам не дозволялось. При несоблюдении правил наказывались как продавцы, так и покупатели штрафом, кнутом и батогами.

Сказания сохранили нам память о некоторых пожарных бедствиях; так, в 1658 году был уничтожен пожаром почти весь Ярославль: все монастыри, церкви, торговые ряды, городская стена и до 1500 домов; вое эти строения были деревянные. С этого времени начинается возведение каменных построек, преимущественно церквей. Славную память оставил по себе, как строитель, ростовский митрополит Иона Сысоевич (с 1652-1691), обладавший высоким художественным вкусом: его постройки в Ростове (митрополичий дом, церкви: Спаса на Сенях, Воскресения, Св. Григория, Иоанна Богослова, соборная колокольня), Угличе (колокольня и храм бывшего Воскресенского монастыря, где он принял пострижение) и Романове (собор Спасителя) до сих пор привлекают к себе внимание любителей старины изяществом архитектуры и прочностью. Церковные памятники XVII века дают нам возможность судить о самобытных русских постройках того времени, а сохранившаяся в храмах стенопись помогает ознакомлению со многими сторонами русской жизни прошлых веков.

Текст из книги
«Наш край. Ярославская губерния — опыт родиноведения»
1907г. авт. П.А.Критский

файл в формате Word (современный шрифт, добавлены иллюстрации)

сканы в архиве RAR (оригинальный дореволюционный шрифт)

Далее из категории Ярославская губерния: ""