Но если население однообразно по составу, то в бытовом отношении оно представляет совсем другую картину: поселянин Пошехонского уезда, «сицкарь» Мологского, отхожепромышленник Угличского, фабрично-рабочий Ярославского и т. д. — каждый из них имеет свои особенные черты и в своей житейской обстановке не похож один на другого.
Это различие особенно резко выразилось за последние 40 — 50 лет: новые поколения стали мало похожи на своих стариков и только в глухих захолустьях, заброшенных деревнях продолжается разве жизнь «по старине»; но и там уже происходит борьба новых обычаев и порядков со старыми. Причиною этого является, прежде всего, освобождение крестьян от крепостной зависимости, постройка железных дорог, фабрик и заводов, повсеместное устройство школ, библиотек, народных чтений.
Веками текла мало нарушаемая крестьянская жизнь, нравы и обычаи укоренились прочно, передавались от отцов к детям в неприкосновенном виде. Теперь городская и фабричная жизнь внесли в народную массу новые веяния. Насмотревшись в Москве и Петербурге разных чудес и диковинок, познакомившись там с живой городской жизнью, «питерец» принес с собой в деревню и новые песни, и новую одежду, и новые привычки, и даже новые убеждения. Вся эта новизна не сразу, конечно, прививается в деревне, и вот теперь мы переживаем какое-то переходное состояние, смесь нового со стариной; кое-где сохраняются еще песни, которые распевались нашими дедами, но уже в большинстве случаев слышатся городские и фабричные «романсы»; кое-где еще продолжают веселиться по старому, чествуя «русав», наряжаясь «козлом» и «медведем» на святках, сжигая масляницу, справляя «семик», но уже на деревенских «поседках» появились городские танцы. Подражание горожанам заметнее всего на одежде: зонтик, галоши, шляпка с цветами проникли в деревню, и «барышня-крестьянка» откажет себе в самом необходимому лишь бы одеться «по моде». Соседство большого города или крупной фабрики, железной дороги скорее вносят все эти изменения в жизнь, и этим объясняется разница в быте крестьян отдаленных местностей.
В переходном состоянии находится и семейный быт нашего крестьянина; и здесь замечается борьба новизны со стариною. Большая семья, в которой прежде царил старший в роде, разрушается; молодые члены стремятся жить самостоятельно, независимо от старших. Отсюда — частые семейные разделы, столь редкие в старину. От распадения большой семьи выигрывает прежде всего женщина, положение которой, как работницы, вообще очень тяжело: подчиняясь, кроме мужа, еще и его многочисленной родне, она нередко является настоящею рабою, которая должна угождать и свекору со свекровью, и золовкам, и деверям, беспрекословно исполнять их требования; вследствие этого происходят частые ссоры, кончающиеся нередко разделом, после чего загнанная освобождается от гнета, положение ее делается независимее.
Перемены происходят и в отношениях родителей к детям. Не так давно в таком важном вопросе, как брак, согласия детей обыкновенно не спрашивалось: дело решали старики при помощи сватов или свах; если иногда голос жениха еще и принимался в расчет, то с девушкой совсем не церемонились: она беспрекословно шла, за кого ей укажут. Теперь старики все чаще и чаще уступают молодежи, тем более, что нередки случаи, когда согласия старших вовсе не спрашивают; особенно это заметно в среде отхожепромышленников. Однако, в общем женщина все-таки еще не достигла того высокого положения, в каком должна находиться, как мать, на которой главным образом лежит обязанность воспитывать детей. А между тем она так достойна уважения;
Вот как описывает русскую женщину наш поэт Н. А. Некрасов:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
Продолжение на следующей странице
Текст из книги
«Наш край. Ярославская губерния — опыт родиноведения»
1907г. авт. П.А.Критский
файл в формате Word (современный шрифт, добавлены иллюстрации)
сканы в архиве RAR (оригинальный дореволюционный шрифт)
Далее из категории Ярославская губерния: "Подвиг крестьянина Марина"