журнал «Нива» №35 1898г.
Нельзя не порадоваться, что за последние годы у нас, все чаще возникают народные театры. Почин в этом благом деле принадлежит Петербургу. Первый общедоступный театр – васильеостровский возник следующим образом в конце 1885 г. к покойному с.петербургскому градоначальнику П. А. Грессеру, заводчики и фабриканты Васильевского острова обратились с заявлением о разрешении им устроить, на собранный уже капитал, театр для рабочего люда, где-нибудь на одном из свободных уголков Смоленского поля. Ходатайство было уважено, и для этой цели городом были безвозмездно отведены 300 кв. саж. сроком на 25 лет.
Первый директор народного театра, провинциальный актер А. П. Денисенко вел дело всего в течение 8 месяцев, с 8-го февраля но 1-e октября 1886 г., причем за это время в театре перебывало на 186 спектаклях свыше 60,000 человек (с платой в среднем немного более 20 коп.); но расход всегда превышал доход, и полезное учреждение влачило жалкое существование, и спектакли прекратились. Неудаче много способствовало городское управление, отказавшее г. Денисенку в поддержке. Воспрещение развешивать по городу афиши безусловно связывало руки антрепренеру. Впрочем, многие обвиняли также строительную комиссию и самого директора за недостаток предприимчивости.
Неудачна была и антреприза г. Мерянского, и только с 1889 г. васильеостровский театр начал сравнительно правильное существование под руководством бывшего артиста Александринского театра, Ф. А. Макарова-Юнева, и под опытным управлением нынешнего директора-распорядителя, Е. Е. Ковалевского, которому теперь поручено заведывание всем театральным делом по общедоступным развлечениям, находящимся под покровительством, Его Высочества принца А. П. Ольденбургского, как председателя с.петербургского городского попечительства о народной трезвости. Энергичный директор, г. Ковалевский, с каждым годом все более и более расширяет хозяйство театра, — устроил, например, прекрасную костюмерную, бутафорскую и декоративную мастерские и, благодаря этому, сделал возможным расширение программы увеселений, взимая всего по 12 коп. (с благотворительным сбором) за вход в сад. Цены местам в театре смешанные, — от 1 р. 25 к. до 5 коп, так как его посещает и народ, и интеллигенция.
Самый важный вопрос в правильном ведении театрального дела, особенно для простого парода, это бесспорно, — умелый подбор пьес; необходимо подделаться под вкусы публики, считаться с ее желаниями. В этом отношении оказал несомненную услугу васильеостровскому театру талантливый комик, В. П. Василёв, исполнявший при г. Макарове-Юневе обязанности режиссера, — обязанности крайне трудные, так как, помимо всего, в названном театре играют круглый год, кроме великопостных дней.
Васильеостровский театр, главным образом, обязан своим успехом мелодраме с героическим содержанием, отвлекающим зрителя от будничной жизни, и без того ему уже надоевшей. Из таких мелодрам особенною любовью пользуются: «Две сиротки», «За монастырской стеной», «Материнская любовь» и «Парижские нищие». Историко-бытовые пьесы также возбуждают глубокий интерес в народном театре. «Ванька-Ключник», «Двумужница», Чародейка», «Каширская старина пользуются шумным успехом. Классический репертуар («Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Скупой», «Ревизор» и др.) тоже по временам не забывается и всегда со стороны серой публики вызывает искреннее одобрение.
Нельзя, конечно, не заметить, что все-таки наибольшие симпатии зрителей общедоступного театра лежат на стороне тех пьес, которые так или иначе родственны песням и преданиям народным, — все равно, драматические ли они, или комические.
На открытых сценах, кроме дивертисмента, даются теперь большие пьесы, обставленные с положительной роскошью, напр. сказка «Конек Горбунок » и феерия «Папоротник или ночь под Ивана Купала» с электрическими эффектами. Кроме названных феерий, даются и серьезные драмы, русские и переводные.
Перечисленный репертуар постепенно обходит все сцены народных театров, начиная с васильеостровского, — екатерингофский, полюстровский и недавно открывшийся в Таврическом саду народный театр на 750 зрителей. О последнем скажем несколько слов. В Таврическом саду театр устроен попечительством о народной трезвости на весьма широкую ногу, при этом поставлены особые эстрады в саду, ресторан с дешевыми ценами, воздвигнута горка, разбит цветник и т. и. Для начала была дана «Женитьба» Гоголя и феерия «Аленький цветочек», а на открытой эстраде — одиннадцать нумеров самого разнообразного дивертисмента (балет, жонглеры, гармонисты и проч.). Все упомянутые зрелища, начинающиеся с 5 часов дня и оканчивающиеся в 1 час ночи, предлагаются публике за гривенник. На открытии гуляний в Таврическом саду присутствовал сам Августейший председатель попечительства, принц Александр Петрович Ольденбургский. На народных гуляньях по праздникам бывает обыкновенно средним числом до 6-8 тысяч человек. В садах в это время устраиваются в особых просторных помещениях народные кухни с громадными окнами (кухни на заказ), так что каждый желающий может наблюдать, как готовится пища; при этом цены самые дешевые (битки, напр., стоять 10 коп., котлеты-7 коп., блины-3 к.) и провизия в высшей степени свежая и, главное, лежит у всех на виду. Из напитков продаются — пиво, квас, сбитень и чай.
Таким образом, благой почин в деле отвлечения народа от пьянства нашел себе ревнивых последователей, и любовь к театру все шире и шире охватывает темные массы. Граф Л. Н. Толстой в своем письме к г. Денисенку, опубликованном в Дневнике Русского Актера (в марте 1886 г.), попытку сделать из театра орудие распространения света между людьми считает огромным по значению делом и называет его Божьим делом.
В настоящем № Нивы мы даем 4 рисунка: 1) занавес васильеостровского театра, левая часть которого аллегорически изображает оскудение народа вследствие пьянства, а правая — плоды ученья, «свет», — школы, церковь, богатые избы; 2) сцену из феерии «Папоротник «; 3) народное гуляние в васильеостровском театре и 4) народный театр в Таврическом саду.
Далее из категории Искусство: "Старое доброе кино"