Рукопись декабриста Н.А.Бестужева посвящённая истории русского флота и кораблестроения с древнейших времён до 1714г.
«Опыт истории российского флота»
Плавание русских судов по Азовскому морю было свободно, и посланный к соляным озерам капитан Бекман на корабле «Разженное железо», которым начальствовал капитан Лука Стельс, возвратился, привезши соли 100 ластов. Намерение сей посылки состояло не в покупке соли, но в описи берегов, что и было сделано Бекманом с довольным успехом. На сем корабле в первый еще раз 40 чел. одних русских матросов ходили в море с помощью 100 чел. солдат.
Хотя турки не показывали никаких неприязненных движений, но появление у Крыма 20 турецких судов, о которых проникли в Азов слухи, будто они пришли для построения у Керчи крепостей, заставили усилить укрепления Таганрога и послать туда 284 орудия разных калибров и к ним 19538 ядер, однако же слухи сии оказались несправедливы, я в продолжение целого лета не было примечено никакого движения между турками, хотя снаряжение кораблей продолжалось с большей противу прежнего деятельностью. Государю угодно было изготовить к весне 30 кораблей, но многие уже не годились к делу, хотя на счету занимали место. В Азове было 18 кораблей, в том числе 2 старых, 2 брандера, 1 бомбардирский, 2 итальянских, которые были вовсе негодны как по постройке своей, так и по гнилости многих членов, которые по осмотру нашлись из осинового и липового дерева. В Воронеже на устье было числом 28 кораблей, 2 брандера, 3 бомбардирских, но они все требовали больших починок и к будущему году не могли быть готовы. Со всем тем государь употреблял все старания, чтобы в Азове к весне было как можно более кораблей.
Из Олонецкой верфи государь вышел по Ладожскому озеру и прибыл в С.-Петербург на новом фрегате, названном им «Штандартом», и в начале ноября был обрадован приходом первого купеческого голландского корабля к новому своему порту. День сей был праздником для всей столицы, и голландец, обласканный приемом государя, отправился нагруженный богатым грузом из Петербурга.
Неудобный и мелководный вход в реку к сему городу, не позволявший большим купеческим кораблям приходить в устье, желание иметь место, которое служило бы пристанищем для купеческих кораблей и вместе прикрывало петербургские работы, заставило государя уже в исходе ноября с шедшим по реке льдом выйти для осмотра залива, в котором остров Ретузари, лежащий в 26 верстах от устья Невы, показался ему самым удобным для сего местом. По приближении русской флотилии к острову небольшой шведский отряд, там бывший, бросился в рыбацкие лодки и убежал на северный берег, оставя в добычу котел, в котором варилась рыба; по сему происшествию остров назван Котлиным. Государь, промеряв фарватер между островом и лежащею от него к югу мелью, назначил на сей мели построить крепость, и хотя были обеспокоиваемы высадками шведов, но, несмотря на оные, 2000 человек были оставлены для охранения работ. В ту же зиму построенная на террасах крепость названа Кроншлотом. Внутри оной оставлено было значительное пространство для помещения галерного флота, часть которого сохранялась в продолжение зимы в рукаве Невы, отделяющем наружные пристройки Петропавловской крепости от главного корпуса. Для корабельного же и купеческого флотов предположено сделать укрепленные гавани по собственному плану государя.
Далее из категории Интересные факты: "Русский флот. Политическая ситуация в Польше."