Ранее из категории Интересные факты: ""

Русский флот. Строительство С.-Петербурга

Рукопись декабриста Н.А.Бестужева посвящённая истории русского флота и кораблестроения с древнейших времён до 1714г.
«Опыт истории российского флота»

Предыдущая страница

Хотя желания государя не знали никаких преград, но исполнение оных было нелегко. Надлежало засыпать пространные болота и осушить их глубокими каналами. Для сего из соседних губерний призваны были крестьяне, которые в тяжких трудах своза камней, песку и других материалов из окрестностей, в изнурительных работах около рвов и бесчисленных построек, не имея почти никаких жилищ и при худой пище, подверженные всем переменам воздушным, болели и умирали во множестве. Равным образом трудные подвозы по неустроенным еще дорогам из внутренности России, стоившие великих издержек, часто заставляли терпеть совершенный недостаток около нового города. Но сии неудобства вскоре были отвращены предусмотрительностью государя, употребившего для работ пленных шведов и других, и новая столица можно сказать волшебною силою возникла из недр земных.

Оставя Репнина для прикрытия работ, одна часть армии пошла на Копорье, другая из Пскова — на Ямы. Оба сии города должны были сдаться, и Петр, обеспечивая завоевание Ингерманландии и столицу свою, обнес их крепостями. Хотя шведы и покушались из Нарвы препятствовать работам около Ям, названного Ямбургом, но усилия их были напрасны. Равно корпус Крониорта, стоявший на р. Сестре и несколько раз беспокоивший построение Петербурга, был вытеснен оттуда и прогнан до самого Выборга. Занятие Ингерманландии, доставившее Петру важную выгоду разделением слабых корпусов Крониорта и Шлиппенбаха, могло бы способствовать взятию лифляндских губерний, но он, озабоченный построением Петербурга не желал покуда предпринимать ничего важного, тем более, что пронеслись слухи о возвращении Карла в Лифляндию. На сей год сухопутные действия ограничились поисками над окружными землями для ослаблении Нарвы и Ревеля, которые назначено было осадить на следующую весну.
В сях поисках генерал фон Менгден, подошед к Нарве и отразив сделанную оттуда вылазку, прошел по взморью, где, увидя в реке идущие 2 купеческих корабля к Нарве, велел стрелять в них из ручных мортир. На одном загорелись паруса, люди в испуге побросались в воду, и корабль сей, приведенный драгунами к берегу, был сожжен по снятии всего возможного. Точно так же и в другой раз Менгден, 14 июля, сжег один из трех кораблей, шедших в 1 версте от города.
Успехи российского оружия на водах чудских не отвечали успехам дел сухопутных. Шведская флотилия несколько раз одерживала значительные поверхности над русскими лодками, там плававшими. Но сии победы не имели никаких последствий, а потому и были не важны.

После победы над Шлиппенбахом у р. Сестры государь отправился на Олонецкую верфь и заложил там шесть фрегатов и девять шняв, велел вымерять Волховское устье, дабы содержать и там некоторые суда, равно поспешая строением судов, заложенных по верфям Ладожского озера. Между тем в Воронеже устроенные вновь чугунные заводы беспрестанно лили ядра и пушки на новостроящиеся корабли; док Перри кончен был в августе совершенно и в сентябре 15 кораблей уже поставлены на сушу для починок. Впрочем, успехи работ останавливались много от смертности людей, так что новых кораблей почти некем было работать.

Продолжение рукописи на этой странице…

Далее из категории Интересные факты: ""