(С 2 портр. и 2 рисунками).
16-го июля прибыли в столицу России через Варшаву король румынский Карл I и наследник румынского престола, принц Фердинанд. Везде на пути, как и в столице, им была приготовлена встреча, соответствующая не только их высокому сану, но и тем чувствам доверия и дружбы, которые они сами проявили по отношению к России, предприняв путешествие в наше отечество.
Прошло почти 30 лет с тех пор, как король Карл, тогда еще князь, впервые посетил Россию в качестве гостя Царя-Освободителя. Свидание их состоялось в Крыму, в Ялте. В течение этих 30 лет случилось немало событий в жизни самой Румынии, как следствие тех или других ее отношений к первенствующим великим державам. В ряду этих событий первое место, конечно, занимает война 1877 — 78 г. Тогда установилось братство по оружию между румынскими и русскими войсками, сражавшимися бок о бок против Турции. Король Карл принял лично участие в этой войне, командуя под Плевною русскими и румынскими войсками, и проявил такую распорядительность и храбрость, что Царь-Освободитель собственноручно вручил ему знаки высшего нашего военного отличия — Георгиевского креста. Тесное единение, установившееся тогда между Россиею и Румыниею, дало самые блестящие для последней результаты. Румыния добилась признания полной своей независимости и значительного расширения своих владений.
С тех пор прошло 20 лет, и в политике румынских государственных людей часто происходили колебания, но, в конце концов, восторжествовала, как теперь выяснилось, мысль, что естественным и наиболее надежным другом Румынии является Россия, — страна, на деле показавшая, что она умеет защищать интересы единоверных народов Востока, равно как обеспечить их независимость и благополучие. В этом духе приветствует вся Россия приезд августейшего представителя дружественного румынского народа, высоко ценя в нем и личные его качества: его серьезный, просвещенный ум, его сердечную доброту, его выдержку в труде на пользу своего народа, его готовность нести жертвы для обеспечения благополучия страны. Чтобы охарактеризовать личность и настроение короля Карла, приведем здесь только два факта: во-первых, что он — работник, каких мало, не знающий отдыха с раннего утра до позднего вечера; во-вторых, что главное его внимание направлено на то, чтобы двинуть успехи просвещения в его стране. Так, он ознаменовал 25-летие своего царствования тем, что пожертвовал крупную сумму в 2 милл. фр. на новое здание для бухарестского университета.
Нездоровье помешало королеве Елизавете сопутствовать своему супругу в его путешествии. Она встретила бы, конечно, не менее сердечный прием, как верная помощница своего мужа и как даровитая и симпатичная писательница, произведения которой с большим интересом и пользою читаются и у нас, в России. Псевдоним: «Кармен Сильва», избранный королевою для ее литературных произведений, нередко украшал страницы Нивы, и, следовательно, хорошо известен нашим читателям. Нечего и упоминать о том, что королева Елизавета, будучи писательницею, дорожит интересами просвещения не менее своего супруга. И она не щадит труда и средств, чтобы содействовать успехам народного образования в своей стране, и учредила, между прочим, учительскую семинарию, в которой воспитывается до 400 девиц из бедных классов, — будущие сельские учительницы.
Господь не благословил их брака детьми, и поэтому король Карл избрал себе наследником второго сына старшего своего брата, принца Фердинанда Гогенцоллернского, которому, теперь 33 года. Принц Фердинанд также отличается большими личными достоинствами. Он женат на внучке Царя-Освободителя, принцессе Марии Александре Виктории, дочери великой княгини Марии Александровны. Старшему их сыну, принцу Карлу, крещенному в православную веру, теперь пять лет.
Приезд короля Карла и наследника румынского престола, принца Фердинанда, в Россию служит одним из проявлений тех добрых отношений, которые в настоящее время установились между нашим отечеством и государствами Балканского полуострова. Дружба наша с Черногориею никогда не подвергалась испытанию. Недавно еще Россия снова оказала большую услугу греческому королевству и подтвердила этим заботливое внимание, с каким она относится к этой стране. Отношения между Россией и Сербией также приняли за последние годы весьма благоприятное направление. Нынешний приезд болгарской княжеской четы и румынского короля с его наследником в Россию показывает, что отношения и к этим двум балканским государствам отличаются очень дружественным характером.
Для характеристики в частности отношений, установившихся между Россией и Болгариею, приведем здесь еще тосты, произнесенные во время пребывания болгарской княжеской четы в Петергофе, на парадном обеде, состоявшемся 10-го июля, в большом петергофском дворце. Государь Император провозгласил на французском языке: «Пью за здоровье их королевских высочеств князя и княгини болгарских, а также за здоровье моего крестника княжича Бориса и за процветание Болгарии». Князь Фердинанд в ответ произнес следующую речь, также по-французски: «Ваше Величество! Благодарю от всего сердца Ваше Величество за только что произнесенные столь доброжелательные и милостивые слова. К тем узам, которые уже так тесно сплотили Болгарию с великой братской нацией, каковы: народность, вера, вечная благодарность Августейшему и Незабвенному Освободителю нашей родины, Ваше Величество присоединили еще один залог Своего высокого благоволения, соизволив быть Крестным Отцом моего сына и наследника престола князя Тырновского при восприятии его в лоно Святой Православной Церкви. Поэтому я пожелал исполнить самый священный и заветный долг, приехав представить Своему Августейшему Крестному Отцу княжича Бориса, Его крестника. Выражаю Вашему Величеству, как от моего имени, так и от имени княгини моей супруги и всей Болгарии нашу глубокую и пламенную признательность за столь трогательный и чарующий прием». (Затем князь Фердинанд закончил свою речь по-русски). «При этих радостных ощущениях, которыми переполнено мое сердце, я поднимаю бокал и пью за здоровье и благоденствие Вашего Императорского Величества, за здоровье и благоденствие Ее Императорского Величества Императрицы Александры Феодоровны, Ее Императорского Величества Императрицы Марии Феодоровны, всего Императорского Дома, а также за преуспеяние великой России». При этом музыка играла болгарский гимн: «Шуми, Марица» — после тоста Государя и «Боже Царя храни» — после тоста князя Болгарского.
В субботу, 11-го июля, болгарская княжеская чета вместе с княжичем Борисом приезжали из Петергофа в Петербург. Здесь они посетили столичные святыни, Исаакиевский, Казанский и Петропавловский соборы, и везде, как раньше в Москве, наследник болгарского престола представил многочисленные доказательства своих религиозных чувств и вдумчивого отношения к обрядам православной церкви. Кроме того, князь Фердинанд принял многие депутации, в том числе от городского управления столицы, поднесшего ему, по русскому обычаю, хлеб-соль на художественно исполненном серебряном золоченом блюде, изображение которого мы даем в этом нумере Нивы. Кроме того, для иллюстрации пребывания болгарской княжеской четы в Петербурге мы воспроизводим еще момент приезда болгарской княжеской семьи на Императорской яхте «Александрия» к Царской пристани…
Далее из категории Политика: "Убийство императрицы австрийской Елизаветы"