Ранее из категории Искусство: ""

Народные концерты и граф А. Д. Шереметев

Народные концерты и граф А. Д. Шереметев
журнал «Нива» № 22 1898г.

В начале нынешнего года организованы были в Петербурге так называемые общедоступные народные концерты. Инициатива этого дела принадлежит графу А. Д. Шереметеву, предоставившему для концертов свой духовой оркестр и его дирижера г. Владимирова и свой хор, находящийся под управлением известного А. А. Архангельского. Этого мало; в каждом концерте сам граф А. Д. Шереметев выступал в качестве дирижера и содействовал, таким образом, успеху этих концертов своим личным трудом, вызывая горячие одобрения многочисленных слушателей, выражавших свою благодарность за доставляемое дешевое удовольствие.

Концерты называются «народными», потому что они назначены для бедного населения столицы; и притом они, в самом деле «общедоступны»: цены на места начинаются с 15 к. и доходят до рубля. Цель этих концертов крайне симпатична — знакомить массу с лучшими произведениями музыкальной литературы, как отечественной, так и иностранной. Но так как кроме оркестровых и хоровых произведений в программах этих концертов отводится значительное место сольным номерам, как вокальным, так и инструментальным, то вместе с тем открывается широкий доступ нашим артистам к подмосткам, а ведь известно, в каком незавидном положении находятся русские исполнители за отсутствием у нас постоянных концертных эстрад и оперных сцен, где они могли бы продуцировать свое искусство.

Кроме указанных двух прекрасных целей, заслуживающих сами по себе горячего поощрения, народные концерты приносят еще большие материальные выгоды, жертвуемые графом А. Д. Шереметевым на благотворительные дела; каждый концерт, за вычетом небольших расходов, дается в чью-нибудь пользу: начальных школ, богаделен, глухонемых, неизлечимобольных и пр. Таким образом, разом достигается несколько целей. Редкая программа концертов не заключала в себе шести оркестровых произведений и четырех, по крайней мере, сольных номеров, в которые входило пение, чтение и игра на каком-нибудь инструменте: фортепиано, корнет-а-апистоне, гитаре, концертино, арфе или на модных теперь балалайках, — так что на отсутствие разнообразия жаловаться не приходится.
Неудивительно поэтому, что публика каждый раз переполняла залы, где происходят концерты; первые пять были в зале городской думы, и многим десяткам лиц приходилось каждый раз ограничиваться лаконическим аншлагом: «все места проданы»; только с шестого концерта помещение заменено было более удобным, а именно залом «Аквариума», вмещающим в себе чуть ли не до полутора тысячи мест. Зал этот удобен еще потому, что он находится на Петербургской стороне, где сконцентрирована значительная часть менее состоятельного класса населения, для которого концерты эти собственно и предназначены.

Концерты эти пользовались все время громадным успехом; каждый номер приходилось повторять, и вместо десяти номеров, назначенных по программе, исполнялось, по меньшей мере, двадцать и более. Если только концерты привьются (в чем, кажется, сомнения не может быть), то графу А. Д. Шереметеву будет принадлежать честь осуществления идеи о народных концертах, с которой носился А. Г. Рубинштейн (пробы были сделаны тогда в цирке Чинизелли) и которая не могла быть проведена в жизнь за отсутствием средств.
 

Далее из категории Искусство: ""