Ранее из категории Интересные факты: ""

Авиация и С.А.Чаплыгин (2)

Предыдущая страница

«Вторая жизнь» этой замечательной работы началась тогда, когда бурное развитие современной авиации поставило проблему о движении тел со скоростями, близкими к скорости звука. На Международном конгрессе в Риме в 1935 году, то есть через 33 года после появления исследования С. А. Чаплыгина, широкие круги ученых впервые познакомились с его содержанием. При этом оказалось, что русским ученым уже давно решены с исчерпывающей полнотой многие проблемы, которые ученые на Западе безуспешно пытались решить в самые последние годы. С тех пор достижения и методы С. А. Чаплыгина остаются в центре внимания науки. В сущности, все последние успехи в области механики до звуковых течений газа, чрезвычайно важные для авиации, представляют развитие глубоких идей С. А. Чаплыгина. Полувековую дату появления этого труда мы также отмечаем в текущем году, вместе с десятилетием со дня смерти его славного творца.

Крупнейшим техническим достижением начала текущего века было создание авиации. Еще с 80-х годов прошлого столетия талантливые русские изобретатели А. Ф. Можайский и другие делали первые многообещающие попытки строительства аэропланов. К началу 90-х годов относится появление важных теоретических работ Н. Е. Жуковского.
С. А. Чаплыгин не сразу включился в работу в области авиации. По-видимому, в течение достаточно долгого времени он размышлял над возможностями привлечения к решению авиационных проблем мощных средств научного анализа. И только в конце 1909 года доклад Н. Е. Жуковского «О подъемной силе аэроплана», сделанный на очередном съезде естествоиспытателей, полностью привлек внимание Сергея Алексеевича к этому кругу вопросов. Обсуждение с Николаем Егоровичем Жуковским этого доклада привело к введению в науку знаменитого «постулата Чаплыгина — Жуковского», который указал путь к решению важнейших задач современной авиации.

В поразительном по глубине и обилию мыслей труде Сергея Алексеевича Чаплыгина «О давлении плоскопараллельного потока на преграждающие тела» был применен изящнейший общий математический метод, показано фундаментальное значение знаменитой ныне в аэродинамике «теоремы Жуковского», открытой еще в 1906 году.
Однако эти выдающиеся работы не сразу принесли в технике свои обильные плоды. Условия научной работы в царской России и состояние дореволюционной техники не позволяли ученому разносторонне проявить свои творческие способности.

В жизни С. А. Чаплыгина важную роль сыграл 1905 год. Выбранный в конце 1905 года директором частных Московских женских курсов С. А. Чаплыгин бессменно руководил ими до 1918 года. Достигнутые им результаты были исключительно велики. Открылась новая черта характера Сергея Алексеевича — замечательный ученый оказался вместе с тем и выдающимся организатором, руководителем крупного научного и учебного коллектива.
С.    А. Чаплыгин с 1903 года состоял профессором Московского университета. В 1911 году с группой прогрессивных профессоров и преподавателей он ушел из университета в знак протеста против незаконного увольнения министром Кассо ректора университета и его помощников. На семь лет прерывается непосредственная связь С. А. Чаплыгина с университетом, куда он вернулся лишь в 1917 г.

С 1921 года, после смерти Н. Е. Жуковского, Сергей Алексеевич стал во главе крупнейшего научно-технического учреждения нашей страны—Центрального аэрогидродинамического института С. А. Чаплыгин был связан с ЦАГИ до последних дней своей жизни.

Последний период деятельности Сергея Алексеевича был подчинен интересам растущей советской авиации. Он дал законченную и стройную теорию подъемной силы крыла самолета, теорию различных приспособлений, улучшающих его работу. Воспитанный им коллектив молодых ученых с успехом развил глубокие идеи своего учителя.

Далее из категории Интересные факты: ""