Ранее из категории История технологий: ""

Лавочкин. Пёстрая школа.

Предыдущая страница.

Пестрая школа
Илья МуромецИз первой мировой войны истребитель вышел сформировавшейся боевой машиной. Обрел самостоятельность и Лавочкин. В 1917 году, окончив с золотой медалью гимназию, он получил аттестат зрелости и… вступил в Красную Гвардию.
Ну, а авиация? На этот вопрос ответить труднее. Французский журналист Жак Мармен утверждал на страницах «Aviation magazine», что Лавочкин решил стать конструктором, увидев перед войной на Ходынском аэродроме гигантский самолет «Илья Муромец».

Однако родственники Лавочкина не подтверждают этой версии. Документы же свидетельствуют, что часть военной службы Семен Алексеевич провел в инженерных войсках. Быть может, именно поэтому в 1920 году демобилизованный красноармеец не стал ни актером, ни юристом, а поступил в Московское высшее техническое училище.

бомбардировщик ТБ-1Закончив МВТУ, Лавочкин завершил первую ступень своего инженерного образования. Диплом давался в ту пору лишь через несколько лет, после того, как молодой инженер накапливал опыт, необходимый для самостоятельности.
Практическая деятельность будущего конструктора началась на заводе, где запускались в серийное производство бомбардировщики Туполева ТБ-1. В серийно-конструкторском отделе Лавочкин занимался вопросами прочности, но недолго. Вскоре ему пришлось решать те же проблемы в другом учреждении — в бюро французского конструктора Анри Ришара.
То, что иностранный инженер возглавил в 1928 году советское конструкторское бюро, совершенно неожиданно, но для того времени весьма характерно. Возникновению этого учреждения предшествовали неудачи, на протяжении нескольких лет преследовавшие крупнейшего советского конструктора гидросамолетов Дмитрия Павловича Григоровича. Не принес большой творческой победы М-24, плохо летал МРЛ-1, разбился МР-2, на МР-3 пришлось переделывать хвост, не пошел в серию МУР-1…

О причинах этих неприятностей сейчас можно строить только предположения. Однако, вспомнив, что полоса неудач совпала с процессом Промпартии и Шахтинским делом, нетрудно понять, на какой версии остановилась госбезопасность: Григорович был арестован.
Работы по гидроавиации сразу же попали в затруднительное положение, и тогда руководители авиапромышленности решили обратиться к «варягам». Поначалу пригласили знаменитого немецкого конструктора гидросамолетов Рорбаха, но он запросил слишком дорого, и в СССР приехал несколько менее известный француз Анри Ришар.

Далее…

Далее из категории История технологий: ""