Изобретатель первого пассажирского паровоза Георг Стефенсон родился в 1781 г. Отец его был кочегаром у паровой машины, работавшей в каменноугольных копях близ Нью-Кэстля (Англия). Жалованье кочегара было так мало, что нельзя было и думать, чтобы маленький Георг мог посещать школу. Восьми лет, чтобы несколько помочь отцу содержать семью, Георг поступил в пастухи, но уже в этом возрасте его привлекала машина, около которой работал его отец. 14-ти лет Георгу удалось сделаться помощником кочегара.
Если случалось повреждение или поломка, Георг Стефенсон старался исправлять все сам. Он хорошо ознакомился с устройством своей машины, в свободное время, разбирая ее по частям для самого подробного изучения. Бинты и колеса у нее блестели, как зеркало. Георг был прямо-таки влюблен в свою машину. За работой у паровой машины возникла у Стефенсона мысль построить передвигающуюся паровую машину. До него было несколько попыток построить такую паровую машину, но все эти попытки были неудачны.
Когда Стефенсон узнал, что о всех этих машинах можно многое прочесть в специальных книгах, то решил во что бы то ни стало учиться, посещать школу.
Вместе с тем Стефенсон не переставал изучать паровую машину, около которой работал.
В 1813 году он впервые предложил владельцам копей построить «путевую машину» — так он назвал свою машину , которая должна была служить для передвижения.
Однако Георгу Стефенсону пришлось на первых порах встретить сильное противодействие осуществлению своего изобретения.
Комиссия парламента, рассматривавшая изобретение, назвала Георга Стефенсона «лунатиком» за то, что он дерзнул высказать предположение, что его машина будет проходить 12 миль в час, т. е. вдвое быстрее почтовой кареты. Один из членов этой парламентской комиссии спросил, между прочим:
Предположим, что машина, проходящая в час от девяти до десяти английских миль, наткнется на корову, не находите ли вы, что это обстоятельство может иметь плачевные последствия?
Непременно, — отвечал Георг, лукаво улыбаясь, — это обстоятельство имело бы самые плачевные последствия для коровы.
Парламентская комиссия отказала в помощи Стефенсону. Он принужден был обратиться к отдельным капиталистам. Те оказались дальновиднее государственных чиновников, и деньги на постройку паровозов дали.
Из всех построенных Стефенсоном паровозов самым замечательным является «Ракета» (1829 г.) В нем впервые был трубчатый котел, позволявший очень быстро получать огромное количество пара. В «Ракете», кроме того, Стефенсон применил выход отработанного пара из цилиндра через трубу, чем увеличил тягу. Тяга ускорила процесс горения угля, и паровой котел стал давать больше пара.
25 сентября 1830 г., т, е. 182 года назад, была открыта Манчестер-Ливерпульская железная дорога. Особенно поразила современников скорость, с которой шел паровоз (24 мили в час).
«Эта невероятная скорость, — читаем мы в газетах того времени,—была явлением, поразившим весь свет своей новизной и неожиданностью». Между тем, 24 мили— это всего 38 км в час.
После этих успехов Георг Стефенсон получил мировую известность. В ряде государств он участвовал в постройке нескольких железных дорог (в Бельгии, в Испании и пр.)
Далее из категории История технологий: "Первые фотографы"