Коллекция Нептуна, или собрание фактов удивительных, любопытных, но достоверных из биографии его величества корабля
Строились в Армении
Древнегреческий философ Геродот, описывая судоходство по Евфрату, сообщил любопытные сведения. Оказывается, суда, предназначавшиеся для плавания в Вавилон, строились в Армении.
Геродот подробно описал устройство армянских судов. Как и у древних россов, суда эти обшивались кожей. Нос и корма никакого отличия не имели. Суда были овальной формы, беспалубными. На дно их набрасывалась солома, а затем укладывались грузы. Управляли такой лодкой два человека с шестами в руках, один стоял на носу, другой на корме. На каждом из судов, кроме груза и людей, помещался осел, а на очень больших — два- три. Когда купцы добирались до места назначения, они продавали свой груз, каркас судна и солому, а обшивку (кожи) грузили на ослов и отправлялись в обратный путь. Таким образом, в Армении еще в далеком прошлом создали тип разборного судна, у которого обшивка была приспособлена для многократного использования.
Почему не строились мосты
Много сил тратил Петр I, чтобы привить своим подданным любовь к морскому делу, заставить их строить суда. Понимая, что одними указами этого не добиться, он принял хитрое решение: не строить через Неву мостов. А так как новая столица — Петербург — вся изрезана реками, то жители ее поневоле вынуждены были приниматься на строительство лодок и более крупных судов для перевозки грузов.
4 июля 1710 года Петр I повелел одному из своих интендантов смотреть, «чтобы всех чинов люди, которые в Петербурге обретаются, во время ветра ездили Невою рекою на судах парусами».
Позже, в 1718 году, для еще большего поднятия интереса к корабельному и морскому делу, Петр роздал разным лицам «безденежно в вечное и потомственное владение» 141 судно со всеми принадлежностями. При этом ставилось одно условие: владельцы сами должны были их чинить и по износу строить новые, еще большие, но уже за свой счет.
Во все свое царствование Петр I так и не разрешил построить ни одного моста через судоходные реки Петербурга.
В двадцатилетний юбилей
«Со введения в России пароходов минуло уже двадцать лет, — писала в сентябре 1835 года «Коммерческая газета». В продолжение сего времени с пароходами случались во всех странах Европы, и особенно в Америке, большие несчастья, но в России ничего подобного не было, а ныне уже существуют 52 парохода. Сверх того, весьма примечательно, что на Неве введен пароход прежде, чем на Темзе, и что самое значительнейшее улучшение в устройстве, употребление двух паровых машин на судне, было сделано прежде всего в России, в 1816 году…»
Нефтепароход Вайса
Название это звучит непривычно, ибо нефтепароходов не существует. Но около восьмидесяти лет назад такое судно построила в Цюрихе фирма Эшера Вайса. Это был баркас с паровым двигателем, в котором вместо воды применялась нефть. Конструкторы решили использовать нефть, так как она испаряется быстрее воды и, следовательно, потребуется меньше горючего. По подсчетам инженеров, их судно должно было стать самым экономичным, но оно не оправдало надежд судостроителей. Нефть в двигателях удалось использовать, но уже не в паровых, а в двигателях внутреннего сгорания.
Далее из категории Интересные факты: "Собрание фактов из биографии его величества корабля (2)"