Ранее из категории История технологий: ""

И снова Калашников!

И снова Калашников!
Талантливый русский конструктор-самоучка.

На одной из улиц древнего волжского города Углича стоит дом в три окна, построенный без малого триста лет назад. Называют его угличане «Дом с изразцами».
На фасаде сохранилась небольшая чугунная доска с надписью «Угличского мещанина Ивана Васильевича Калашникова». Была проведена реставрация этого дома.
Фамилия Калашникова в свое время была широко известна по всей Волге, а в Нижнем Новгороде сына угличского мещанина Калашникова — Василия Ивановича знали по прозвищу «механик».
Этот талантливый человек рано ушел из отцовского дома «в люди». Высокоодаренный, с малых лет он усидчиво занимался самообразованием. Самостоятельно производил опыты и задумывался над применением их на практике. В юношеские годы он сделался образцовым чертежником. В этой роли Калашников скоро стал известен на волжских судостроительных заводах. Благодаря своим исключительным способностям, сын угличского мещанина заслужил признание на всей Волге. Его называли «мудрым реконструктором паровой машины».
В Нижнем Новгороде «механик» постоянно ходил пешком, в старомодном поношенном платье, погруженный в свои мысли, но встречавшиеся с ним всегда его почтительно приветствовали
— Наш изобретатель — самородок! — говорили вслед, провожая взглядом Калашникова
И вышло так что впоследствии имя этого скромного человека стало широко известно не только на берегах Волги и в городах России, но и во всех странах Европы и в Америке.

В борьбе за отечественную инженерную мысль.
Нижегородцы часто видели Василия Ивановича на откосе. С крутого берега Волги он наблюдал за проплывающими пароходами. А у подножья откоса стоял приземистый судостроительный завод купца Курбатова.
Появление Калашникова на Курбатовском заводе относится к девяностым годам. Русского самоучку-изобретателя недоброжелательно встретили судостроитель-англичанин и сам консервативно настроенный хозяин. В таких условиях работать молодому конструктору было трудно. А он пришел на Волгу с совершенно новыми идеями в судостроении.
Калашников, как самостоятельно мыслящий человек, высказывал свои взгляды на преимущества отечественной техники. Иностранные инженеры не хотели замечать русского изобретателя-самоучку.

В Нижнем Новгороде начинается неустанная конструкторская деятельность Калашникова. Задавшись целью обновить пароходные паровые двигатели, он переделывает их на машины двойного, потом тройного и четверного расширения в которых с большим эффектом используется упругость пара (рис. 1)

Наконец он конструирует новый тип паровой машины для мелководных рек. (рис. 2)
В результате творческой работы Калашникова, резко сократился расход топлива в котлах и, благодаря этому, уже в то время отечественное котлостроение на много лет опередило заграничное.

В действиях таких изобретателей, как Калашников, чувствовалось патриотическое желание освободиться от засилья иностранных инженеров.
Калашников не единичное явление. Такими же были П. II. Яблочков зажегший «русское солнце» на площадях Парижа, Лондона, Мадрида, гениальный самоучка Иван Ползунов, впервые сконструировавший паровую машину, отец и сын Черепановы, раньше всех создавшие «сухопутный пароход» и многие другие.

Калашников сохранял всегда и везде веру в отечественную технику. Основные взгляды Василия Ивановича на задачи судостроения и переоборудования парового волжского речного флота не раз им высказывались в его «Атласе пароходных машин волжского бассейна», в публичных выступлениях и письмах, в его книге «Записки конструктора».

Английский инженер Джонс, вершивший делами судостроения на Курбатовском заводе, наблюдая за развитием русской отечественной техники, в конце концов, вынужден был заявить: «Теперь мне нечего делать на Волге, у вас есть Калашников».
К этому времени на Волге с гордостью произносили имя Калашникова как основоположника отечественной судоходной техники. И уже вся русская пресса после 15-й Всероссийской выставки 1882 года писала: «Пароходные котлы, пароходная машина Калашникова завоевали себе прочное место в мире техники».

Блестящие успехи.
Деятельность Василия Ивановича проявлялась не только в судостроительной промышленности, он принимал активное участие в постройке первого в мире завода по производству нефтяных смазочных масел.
Когда же в Нижнем Новгороде сооружался городской водопровод, Калашников и тут доказал превосходство русской технической мысли над иностранной.

Вышло так, что машины для подачи воды из реки Оки выписали из Англии. Все уже было подготовлено к пуску долгожданного водопровода. Дело оставалось только за приемкой заграничных машин. Собралась комиссия, в числе консультантов был и Василий Иванович Калашников. Ознакомившись с английскими машинами, установленными на водокачке, русский механик предупредил городских деятелей:
— Заграничное оборудование не сможет подать воду на гору.
Это неожиданное заявление возмутило представителей английской фирмы. Калашникову грубо ответили, что он еще молод учить англичан.
Но угличский инженер без диплома оказался прав. Осрамились «отцы» города, безрассудно затратившие большие средства.

 

За советом пришлось им все же обратиться к Калашникову. Он предложил отказаться от английского оборудования и взялся сконструировать свои машины и построить их на Курбатовском заводе
Созданная им аппаратура оправдала себя полностью. Калашниковская водонапорная установка работала безотказно до 1926 года. Оборудование талантливого механика сорок шесть лет снабжало водой крупнейший город на Волге.

В конце XIX столетия волжские суда с дровяного топлива стали переходить на жидкое — нефтяное. Тогда Калашников изобрел форсунку для пульверизации (распыления) нефти паром (рис. 4).

Ценный вклад он внес в отечественную технику и своим изобретением вертикального водотрубного парового котла (рис. 5)
Известно, что котел системы Калашникова нашел широкое применение не только в России, но и в Англии.

 

Им же построен снаряд для размыва мелей, приводимый в движение паровым двигателем (рис. 6).

За свою жизнь угличский самоучка-механик создал пятьдесят новых пароходов и заново перестроил свыше ста.
За четырнадцать лет работы Калашникова на Курбатовском судостроительном заводе под его руководством было построено 155 пароходных котлов.
Калашников много труда посвятил разработке теории судостроения. Он являлся организатором и руководителем первого в мире журнала по речному делу.

В Нижнем Новгороде Калашников часто встречался с Горьким. Алексей Максимович высоко ценил русского самородка и говорил писателям-горьковчанам: «Хорошенько осветите нижегородских людей, таких, как Кулибин, Калашников»

Далее из категории История технологий: ""