Недавно друг позвал на рыбалку в Усадьбе Остров. Это под Москвой. Место замечательное. А пока мы рыбачили вспомнилось о другой усадьбе, обнаруженной в древнем Новгороде. О ней и об интересных находках эта статья.
Выдающемуся художнику и историку искусства И. Э. Грабарю принадлежат слова: «Памятники древнейших эпох почти всегда безымянны, и нет никакой надежды установить когда-либо имена безвестных мастеров, расписавших фресками русские храмы XI, XII и XIII веков». Археологические исследования Новгорода говорят об обратном.
В 1973—1977 годы на Софийской стороне Новгорода была исследована половина большой усадьбы. В конце XII — начале XIII века она принадлежала клирику, который одновременно был владельцем большой художественной мастерской и художником-иконописцем, выполнявшим заказы на изготовление храмовых икон и фресок. Берестяные грамоты, адресованные владельцу усадьбы, открыли его имя, известное и в хрониках,— Олисей Гречин.
Прямые подтверждения принадлежности усадьбы на рубеже XII—XIII веков Олисею Гречину появились в 1977 году, когда од
на за другой были найдены берестяные грамоты №№ 546, 549 и 558.
Грамота № 546 представляет собой берестяную ленту с процарапанной на ней надписью, которая состоит из одного только имени. Подобные берестяные ленты встречались и при раскопках прежних лет, они служили как бы ярлыком, обозначавшим принадлежность или назначение вещи, которую посылали кому-либо в мешке, коробке или иной упаковке. Это, по существу, адрес, по которому такая вещь должна быть доставлена ее получателю. И поскольку на грамоте № 546 обозначено имя «Гречин», то в сочетании с грамотой № 502, которая тоже была адресована Олисею Гречину, можно было предполагать, что находка определяет действительного владельца усадьбы в рассматриваемое время. Но могло быть и по-другому: какой-то художник работал в усадьбе священника Гречина.
И все же оказалось, что художник Гречин и Олисей Гречин оказались одним и тем же лицом, что стало несомненным после обнаружения в слоях 13-го яруса берестяной грамоты № 549 со следующим текстом: «Поклон от попа к Гречину. Напиши мне двух шестикрылых ангелов на две иконки на верх деисуса. И целую тебя. А бог вознаградит. Или договорись обо всем».
По заказу попа Гречин должен изобразить серафима и херувима на двух иконах, предназначенных для их размещения над деисусной композицией, то есть над собранными из нескольких досок изображениями Христа и стоящих по его сторонам Богоматери и Иоанна Предтечи. Исторически важно то, что речь здесь идет, несомненно, о сборной композиции, то есть об иконостасе; иными словами, о заказе на храмовые, а не на домовые иконы.
Грамота № 558, как нам кажется, написана тем же почерком и содержит такой текст: «От попа Мины к Гречину. Будь здесь к Петрову дню (т. е. к 29 июня) с тремя иконами». Это уже другой заказ, поскольку в грамоте № 546 говорилось только о двух иконах.
Таким образом, новые находки берестяных писем фокусируют все изложенные выше сведения на одном лице: Олисей Гречин был не только владельцем усадьбы, священником, членом сместного суда и претендентом на пост архиепископа, но и художником-иконописцем, выполнявшим заказы на изготовление храмовых икон. В этой связи безусловный для нас интерес представляет летописный текст, относящийся к тем же 90-м годам XII века.
В Новгородской летописи под 1196 годом содержится сообщение о том, что тогда по распоряжению архиепископа Мартирия была расписана только что построенная «Пречистенская церковь на воротах Детинца, а художник — Гречин Петрович». (Эта церковь вместе с башней рухнула и была разобрана до фундамента в 1745 году.) Очевидно, что найденные берестяные грамоты №№ 549 и 558 позволяют отождествить художника Гречина с Гречином Петровичем.
Далее из категории Интересные факты: "Еще одна усадьба (2)"