Ранее из категории Интересные факты: ""

Русский флот. Иоанн

Рукопись декабриста Н.А.Бестужева посвящённая истории русского флота и кораблестроения с древнейших времён до 1714г.
«Опыт истории российского флота»
Первая страница здесь

Шитик в работеКазалось, что, невзирая на медленный ход возрождающейся коммерции, несчастия, претерпенные Россиею, могли быть вознаграждены сими приобретениями, но честолюбивый Иоанн, вместо того чтобы завоеваниями Астрахани и Казани открыть дорогу для южной торговли, обратился с грозою на вновь непокорных новгородцев. Раздраженный их упорством, вместо того чтобы кроткими способами внушить послушание, не удовольствуясь тем, что покорил, разорил и истребил жестоким образом множество гордых республиканцев, Иоанн расселил остаток граждан в отдаленнейшие города, и Новгород, остававшийся в цветущем состоянии, невзирая на перевороты счастия России, утратил политическое и коммерческое существование. Сим самым Иоанн к ошибкам предшественников прибавил новую и нанес решительный удар северной торговле. Новгород, превращенный в развалины, не восставал более, и Нарва, которою Грозный хотел заменить сей город, не могла быть для России тем, чем была древняя ее столица.

Во время сих переворотов, когда открытие компаса в Европе, переменив образ построения кораблей, дало отважность мореплавателям пуститься неизведанными пучинами для поисков и приобретения новых богатств, россияне, своими несчастиями отставшие от других народов, утратили свою торговлю, мореплавание, а вместе и надежду учреждения собственных флотов. Когда другие европейцы, вооруженные благодетельным компасом, обходили целый свет, отыскивая неведомые страны, и, отягощенные корыстьми, обогащали свои государства, россияне, променяв татарский плен на иго деспотизма,  под страхом смерти не смели выезжать из своего отечества, обогащали чужестранцев, приходивших к ним кораблями, сами же, видя свободу и промышленность заключенными в тесные пределы, приучили характер свой мыслить, что всякое нововведение есть поступок, противный религии и повиновению законной власти.

Со всем тем поступки Иоанна не соответствовали его намерениям: он помышлял о просвещении подданных, видел пользы своего государства, но часто жертвовал ими властолюбивым своим видам. При нем введена терпимость вер, выписаны иностранцы для службы и учреждения полезных художеств, заведена типография и открытием порта в Архангельск приведена в движение торговля на Севере, триста лет бездейственная. Англичане, не допущенные шведами к Нарве, возвратясь в Лондон, составили компанию и отправили в Северное море три корабля для открытия неизвестных земель и отыскания прохода в Индию. Один из сих хораблей под начальством Ричарда Ченслера. разлученный бурею с другими, попал в Белое море и, преследуя свое предприятие, дошел до Двины, где остановился у монастыря св. Николая. Видя возможность завести здесь торговлю, он (Ченслер] отправился в Москву и выпросил у Грозного привилегию англичанам торговать у Архангельска, вскоре возникшего, куда селение и купечество перенесено было из Холмогор. Вскоре голландцы, гамбургцы, шведы, датчане, бременцы и другие начали посещать сей город. Грозный, предполагавший завести еще в Нарве свое кораблеплавание, но остановленный в сем предприятии завистью и вместе мщением за Новгород ганзеатическнх городов, положивших сделанным в Любеке постановлением не посылать в Нарву своих судов, ни даже отпускать в Россию мастеровых по части кораблестроительной, выписал в 1581 году на Голландии к Архангельску корабельных мастеров для заведения там верфи. В самом деле построен был галиот, отправленный в Северный океан для открытий, и два года продолжались поиски его к востоку; но в 1584 году у реки Оби экипаж сего судна был убит и судно истреблено самоедами, там обитающими. Завоевание Сибири, открыв новую и богатую ветвь промышленности для России, отклонило внимание Иоанна в ту сторону, и первою неудачею постройки корабля в Архангельске окончилось покушение завести там мореходство.

Продолжение…

Далее из категории Интересные факты: ""