Ранее из категории Ярославская губерния: ""

Убиение царевича Димитрия в Угличе (15 мая 1591 г)

Дворец св.царевича Димитрия и церковь Царевича на Крови в УгличеЗдесь царевич поселился во дворце с своей матерью, няней и штатом служилых людей и детей боярских. Наблюдать за царевичем был назначен дьяк Михаил Битяговский с сыном и племянником Никитой Качаловым, которые доносили о жизни царевича в Москву боярину Борису Федоровичу Годунову, управлявшему делами государства вследствие слабости и неспособности царя Федора. Последний был бездетен, и царевичу Димитрию предстояло в будущем занять родительский престол, но судьба судила иное…

15 мая 1591 г. царевич после обедни вышел с мамкой Василисой Волоховой погулять. Встретясь с своими сверстниками, царевич начал играть с ними «в тычку», втыкать нож в брошенное на землю кольцо. Прошло несколько минут; вдруг ребята, игравшие с царевичем, подняли страшный крик и разбежались в стороны. На крик прибежала мамка и в ужасе увидела перед собой труп царственного младенца, трепетавшего с перерезанной шеей. Мамка подняла крик, на который прибежала мать, царица Мария, и ее братья. С колокольни соседней церкви послышался звук набата, и через несколько минут кремль наполнился бушующими толпами угличан. Плач матери, предсмертный стон младенца-мученика, крики ужаса и горя все это слилось вместе… Начали ходить взволнованные разговоры о подробностях убийства; говорили, что во время игры подошел кто-то к царевичу и спросил: «у тебя, царевич, новое ожерелье?» — «Нет, старое,» ответил ребенок и поднял головку, чтобы вытянуть бусы. Сверкнул нож, и царевич, обливаясь кровью, упал. В толпе пронесся слух, что царевич убит Волоховым и Качаловым в сообщничестве с мамкой и Битяговскими по приказу Бориса Годунова. Обезумевшая от ужаса толпа бросилась на подозреваемых и перебила до двенадцати человек. Немедленно дано было знать о случившемся в Москву, и оттуда прислан был для производства следствия боярин Василий Шуйский, который и донес царю Федору, что царевич в припадке падучей болезни накололся на нож и тем причинил себе смерть. Но народное предание обвиняет в убиении царевича Бориса Годунова, который, стремясь занять царский престол, пожелал устранить Димитрия, как единственного наследника. Предание попало в летописи, перешло в историю, и на Бориса пало позорное пятно подозрения в убийстве царевеча. Однако, до сих пор нельзя утвердительно сказать, насколько Борис Годунов замешан в этой истории.

Кончина царевича Димитрия имела роковое влияние на судьбу Углича. Московское правительство, разобрав донесение В. Шуйского, строго наказало угличан, обвинив их в самоуправстве и убийстве лиц, приставленных царем. Более 200 угличских семей с выдранными ноздрями и наказанных плетьми были сосланы в Сибирь, где населили город Пелым; туда же был сослан и набатный колокол, которому предварительно оторвали ухо и наказали плетью… Другие обыватели из страха разбежались в соседние города, и обезлюдел Углич, считавшийся в то время одним из цветущих городов края.

Когда царем сделался боярин Василий Шуйский, то по совету патриарха в 1606 году торжественно перенес мощи царевича Димитрия в Москву, где они находятся и в настоящее время в Архангелъском соборе.
В память 300-летия со дня убиения царевича Димитрия в 1892 году возвращен из Сибири в Углич ссыльный колокол и помещен во дворце царевича, заново перестроенном и обращенном в музей древностей.

Близ Углича, верстах в 6, находится «Грехов» ручей, где, по местному преданию, были брошены тела убитых угличанами лиц. Воспоминанием об этом же печальном событии служит в Угличе «детский» праздник. 16 мая, на другой день памяти убиения царевича, городские дети собираются в церкви Царевича на Крови, построенной на месте кровавого происшествия, и здесь слушают литургию, по окончании которой на Успенской площади служится в часовне молебен. Отсюда наряженная толпа детей и взрослых идет в городской сад, рядом с дворцом царевича, где и устраивается гулянье: приглашается музыка, являются торговки со сластями; учебные заведения в этот день бывают закрыты.

Закончим наш рассказ стихотворениями А. С. Пушкина из драмы «Борис Годунове».
а) Убиение царевича Димитрия.
«Ох, помню!
Привел меня бог видеть злое дело,
Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
На некое был послан послушанье;
Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
Вдруг слышу звон, ударили в набат,
Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я
Спешу туда ж — а там уже весь город.
Гляжу: лежит зарезанный царевич;
Царица мать в беспамятстве над ним,
Кормилица в отчаянье рыдает,
А тут народ, остервенясь, волочит
Безбожную предательницу-мамку…
Вдруг между их, свиреп, от злости бледен,
Является Иуда Битяговский.
«Вот, вот злодей!» — раздался общий вопль,
И вмиг его не стало. Тут народ
Вслед бросился бежавшим трем убийцам;
Укрывшихся злодеев захватили
И привели пред теплый труп младенца,
И чудо — вдруг мертвец затрепетал —
«Покайтеся!» — народ им завопил:
И в ужасе под топором злодеи
Покаялись — и назвали Бориса.».

б) Рассказ пастуха о чуд при гроб царевича Димитрия.
«В младых летах», сказал он, «я ослеп
И с той поры не знал ни дня, ни ночи до старости.
Напрасно я лечился и зелием, и тайным нашептаньем;
Напрасно я из кладезей святых кропил водой целебной темны очи,
Напрасно я ходил на поклоненье в обители к великим чудотворцам
Не посылал Господь мне исцеленья.
Вот, наконец, утратил я надежду и к тьме своей привык,
И даже сны мне виданных вещей уж не являли,
А снилися мне только звуки.
Раз в глубоком сне
Я слышу детский голос мне говорит:
«Встань, дедушка, поди ты в Углич град, в собор
Преображенья,
«Там помолись ты над моей могилкой; Бог милостив,
«И я тебя прощу» — «Но кто же ты?» спросил я детский голос.
«Царевич я Димитрий. Царь Небесный приял меня
«В лик ангелов своих, и я теперь великий чудотворец.
«Иди, старик». Проснулся я и думал: что ж?
Может быть, и в самом деле Бог мне позднее
Дарует исцеленье пойду. И в путь отправился далекий.
Вот Углича достиг я, прихожу в святой собор
И слушаю обедню, и, разгорясь душой усердной,
Плачу так сладостно, как будто слепота
Из глаз моих с слезами вытекала.
Когда народ
Стал выходить из церкви, я внуку сказал:
«Иван, веди меня на гроб царевича Димитрия».
И мальчик повел меня.
И только перед гробом
Я тихую молитву сотворил, глаза мои прозрели,
И я увидел и Божий свет, и внука, и могилку».

Текст из книги
«Наш край. Ярославская губерния — опыт родиноведения»
1907г. авт. П.А.Критский

файл в формате Word (современный шрифт, добавлены иллюстрации)

сканы в архиве RAR (оригинальный дореволюционный шрифт)

Далее из категории Ярославская губерния: ""