Ранее из категории Интересные факты: ""

Русский флот. Три моря

Рукопись декабриста Н.А.Бестужева посвящённая истории русского флота и кораблестроения с древнейших времён до 1714г.
"Опыт истории российского флота"
Первая страница здесь

Северный берег сего моря вообще низмен и песчан, глубина здесь также малая и постепенно увеличивается наиболее к юго-восточным гористым берегам. Восточный берег бугрист и населен кочующими туркменами и киргизами Малой Орды.

Западный берег состоит из Кавказских гор или их отлогостей и обитаем разными племенами чеченцев, называемых по именам их областей.
Южный гористый берег простирается от города Астара в Толичинском ханстве чрез Гилянскую и Мезандеранскую провинции.

Астрахань, лежащая на северо-западном берегу моря в долготе 45°42', широте 46°21'12", на Заячьем острову, образуемом одним из многочисленных рукавов Волги, называлась прежде Аги-Тарханом и по завоевании в 1554 году перенесена на сие место с прежнего, отстоящего на 8 верст к северу по правой стороне Волги. Заячий остров разделяется многими протоками, из коих значительный и довольно глубокий называется рекою Кутум, по берегам которой устроены [были] пристани для купеческих судов как российских, так и иностранных. Торговля Астрахани производится с персами получаемыми от них шелком и бумагою, с аравитянами и индийцами чрез Персидский залив многими естественными произведениями, как-то кофем, ладаном и пряностями, с бухарцами и хивинцами также хлопчатою и пряденою бумагою.

Российские купеческие суда ходят по всему морю для торговля. Назабатская пристань в устье реки Назабата, Баку, Сольянская пристань против устья Куры посещаются на западном берегу, на южном — Ашраф, Астрабат и Зензалей, против коего останавливаются суда на рейде по причине мелководия залива и перевозят товары в Решт на персидских плоскодонных судах, называемых киржимы и сандалы, на восточном берегу— Тюк-Карганский мыс, коего средина, обитаемая туркменами, называется Сардашь или Мангишлак, служит пристанью для российских судов при перевозе хивинских и бухарских товаров.

Рыбная ловля была с самых древних времен главнейшим астраханским промыслом, поддерживавшим торговлю, но незаселенные пространства от Каспийского моря до Оки оставляли свободный путь татарским разбоям, и потому Астрахань не могла быть значительна своею торговлею, хотя при Алексее Михайловиче оная простиралась до 12000 тогдашних рублей, или 24000 рейхсталеров.

Белое море, окруженное высокими утесистыми берегами, России принадлежащими, везде безопасно для мореплавания, кроме простирающейся от севера на юг мели у западного берега от мыса Святого до Орлова и несколько южнее сего последнего до реки Поноя. Частые туманы на средине моря много беспокоят мореплавателей, но для сего они стараются держаться всегда ближе к берегам, около которых тумана [не] бывает, тем более, что высокие, а следственно и приглубые берега безопасны и якорные места везде около них удобны. На всем море одна только Кола представляет удобное убежище для купеческих кораблей.

Самый же Архангельск, обладающий всем Белым морем, стоит на правом берегу Двины, вливающейся в море многими рукавами и образующей ниже города многие острова; широта города 64°94', долгота — 38°3'6".
Место, на коем построен Архангельск, есть мыс, называемый Пур-Наволок, на котором прежде сего был древний Архангельский монастырь, построенный в XII веке, когда страна сия еще называлась Заволоцкою.

Продолжение…

Далее из категории Интересные факты: ""