«Опыт истории российского флота»
Подаренный корабль был уже оснащен. Царь назначил на него капитаном лейтенанта яхты своей — Генриха Мюйса, и корабль с принятыми в службу российскую людьми, которых адмирал Шее, по просьбе государя, приискал, отправился в Архангельск. Вице-адмирал Крюнс, шаутбенахт Ян Форейс, два венецианских капитана — Стамато Камер и Андрей де Пиар и сверх сего тысяча человек разного звания отосланы были: одни — на сем корабле, другие—на особых 4 купеческих кораблях в Архангельск и Нарву.
В конце генваря Петр оставил Голландию. Из Гельвет-слюйса на английском корабле с адмиралом Мичелем, присланным от Вильгельма, отправился в Англию и в несколько дней прибыл в Лондон. Там, в Дептфорде, местечке, находящемся недалеко от столицы, жил и учился теории корабельного искусства.
Вильгельм не упустил ничего, могшего развлечь или принести пользу российскому монарху. Всего более заняло Петра сделанное в Спитгеде морское сражение большого корабельного флота, и восхищенный государь сказал: «Ежели бы я не был царем российским, желал бы сделаться английским адмиралом».
Адмирал лорд Кармартен, после бывший герцог Лидс, наставлял государя в навигации и в протчем, до мореплавания относящемся. По советам его, он купил множество моделей, орудий, инструментов, принял многих офицеров, между коими был известный инженер капитан Джон Перри, особенно взятый для предполагаемого соединения Волги с Доном и других гидравлических работ; корабельные мастера Ден и Най, также математик Фергюсон с двумя другими для заведения в Москве математической школы. Учась и любопытствуя, государь не медлил употребить в пользу сведений своих: неоднократно писал к адмиралу Апраксину о лучшем креплении строящихся кораблей, о выконопатке оных и протчем, касавшемся до кораблестроения.
Осмотрев в Англии все, чего требовало его любопытство, отправился государь обратно в Голландию на яхте «Рояль» — транспорте, подаренном
ему Вильгельмом, в сопровождении целой эскадры, командуемой Мичелем. С ним были многие из принятых в службу, которые, по прибытии яхты 29 апреля в Гелъвет-слюйс, отправлены на ней же в Архангельск, а другие прежде еще отосланы в Голландию. Наконец государь, извещенный, что Англия и Голландия вмешиваются тайно в посредничество между имперцами и турками а противность всех уверений и несмотря на его присутствие, поспешил уехать из Амстердама, будучи недоволен голландцами и Вильгельмом, уверявшим его в дружбе. 15 майя был выезд, 25 июня он прибыл в Вену.
Там государь встречен был приятным известием о победе князя Долгорукого, отряженного в начале сего года в Крым. Под самою столицею Перекопом татары были поражены в великих силах российскими войсками. Но как от разбития судов, шедших по Днепру с провиантом, оказался в армии недостаток съестных припасах и притом же сын крымсхого хана Кази-Гирей привел к Перекопу значительное число свежего войска, то армия отступила к границам, не продолжая далее своих завоеваний, которые важны были государю для овладения Кафским, или Таврическим, проливом, открывавшим сообщение с Черным морем. Для воспрепятствования туркам подавать какую-либо помощь казаки крейсировали беспрестанно по Азовскому морю около Крыма.
Продолжение рукописи на этой странице…
Далее из категории Интересные факты: "Русский флот. 1699 год"