«Опыт истории российского флота» Предыдущая страница
Турки, разбитые со всех сторон, боялись дальнейших успехов и желали мира. Союзники, удовлетворенные своими победами, особенно после дела при Зенте, и утомленные долговременною войною, готовы были согласиться на перемирие. Для сего в Карловиче назначены переговоры, и Петр с неудовольствием видел окончание войны, к которой он только приготовился, завлекшей его в чрезвычайные издержки и обещавшей значительные выгоды над турками.
По прибытии в Вену государь крайне желал удержать цесаря от мира, но уведомленный о происшедшем в России бунте, должен был поспешить отъездом, оставя по себе Возницына с наставлением, каким образом поступить, особенно в требованиях Керчи, владеющей Таврическим проливом, без которой он не хотел мириться. Пред отправлением в Россию принял царь венецианского капитана Николая Варо и восемь других в российскую службу, а из свиты своей отправил многих дворян во Францию, Испанию, Италию, Англию, Данию и другие государства: между прочим, в Венецию для обучения строению кораблей и галер Федосия Скляева, Лукьяна Верещагина, Анисима Миляра, Федосия Попова. При проезде чрез Варшаву царь виделся с королем Августом, затевавшим войну противу Швеции под видом вспоможения союзнику своему датскому королю Фридриху IV против Голштинии, чтобы возобновить свои притязания на Лифляндию, бывшую некогда уделом Польши.
И, видя себя оставленного союзниками противу опасных еще турок, ежели не согласится на мир, убеждаемый Августом, собственною обидою, желанием возвратить от Швеции земли, прилежащие Финскому заливу, уступленные в 1617 году дедом его Михаилом Федоровичем, с городами Кексгольмом, Нотенбургом, Иван-городом и Копорьем, заключил тайный союз против шведов с королем польским и датским также.
По приезде Петра в Россию бунт, вновь произведенный стрельцами, удаленными на границу, по внушению Софии, был уже утушен. Побежденные Шеиным принесли покаяние; главные зачинщики преданы казни, и спокойствие снова восстановилось. София постриглась и до смерти своей, последовавшей чрез четыре года, не беспокоила более государства.
По усмирении бунта государь поехал в Воронеж в сопровождении вице- адмирала Крюйса и других генералов; осмотрел верфь, корабельное строение и прочие заведения, был в Брянске, где строились легкие струги для перевоза тяжестей в Воронеж и Азов. Потом 10-го числа ноября заложил в Воронеже, в звании корабельного мастера Петра Михайлова, военный корабль. Сделав дальнейшие распоряжения, отправился государь в Азов, где, недовольный работами инженера Лаваля, сменил его и сделал сам план укреплений города.
Канал, начатый между Камышенкою и Иловлею, был недокончен по ошибке Брекеля, который худо укрепил грунт земли под шлюзами, так что пущенная вода промыла шлюзы, и устрашенный неудачею Брекель убежал из России. Посланный вперед государя из Англии капитан Перри принялся за сей канал, и государь, в бытность свою в Азове подтвердя приказания насчет сей важной коммуникации, отправился обратно в Воронеж, где исключительно занялся работами в адмиралтействе.
Между тем Возницын в Карловиче, недовольный условиями мира и не соглашением турок на уступку Керчи, подписал в сентябре, 25-го числа, только на два года перемирие, в продолжение которого обеим сторонам должно было вести переговоры, а русским пользоваться своими завоеваниями. Союзники подписали общий мир 26 генваря 1699 года, вследствие которого цесарь остался во владении Трансильвании, за исключением баната Темесварского. Поляки получили обратно Каменец, но без пушек, возвратя туркам крепости, которыми владели в продолжение войны. Венециане удержали Морею и о. С. Мавро; туркам возвращен Лепанто и проч. Республика же Рагузская признана независимою от Венеции.
Продолжение рукописи на этой странице…
Далее из категории Интересные факты: "Русский флот. 1699 год (2)"