Из журнала «Нива» за 1898г.
Еще о гибели парохода «Бургонь».
(Рис. на стр. 579.)
В настоящее время получены такие подробные сведения о крушении парохода «Бургонь», что можно во всех деталях восстановить картину этой страшной морской драмы. На нашем рисунке точно изображена сцена отчаянной борьбы за жизнь в роковой момент, когда пароход быстро погружался на дно морское. По достоверным сведениях оказывается, что не все; жертвы погибли от воды. Они были лишены жизни своими товарищами по несчастью. Действовали кинжалы, багры, даже револьверы. Сильный убивал слабого. Многие женщины и дети были таким образом умерщвлены. Но и между сильными возгорелась страшная борьба из-за места в спасательных шлюпках. Вся распорядительность, все самоотвержение команды, которая почти в полном составе погибла от катастрофы, не могли предотвратить этой отчаянной борьбы, во время которой человик терял свой человеческий образ, становился безпощадным зверем и готов был на возмутительнейшее насилие, чтобы спасти собственную жизнь. Все это изображено на нашем рисунке, который возбуждает глубокое сострадание к жертвам катастрофы и отвращение дурным сторонам человеческой природы, проявляющимся в такие критические моменты.
Занятие англичанами Вей-Ха-Вея.
(С 2-мя рисунками на стр. 5-й0.)
Японско-китайская война и сооружение великой железной дороги, прорезывающей всю Сибирь и соединяющей Россию и Европу с дальним Востоком одним непрерывным путем, сосредоточили в усиленной степени внимание великих держав на защите их интересов, экономических и военных, в Китае и в водах Тихого Океана, омывающих берега Поднебесной империи. Первая завладела морскою стоянкой в Китае Германия, при весьма торжественной обстановке, послав туда эскадру под начальством брата германского императора, принца Генриха. За Германиею последовала Россия, заняв Порт-Артур и Талиенван. 11-го мая текущего года их примеру последовала и Англия, заняв по соседству порть Вей-Ха-Вей.
Наши рисунки изображают самый порт и сцену передачи его китайцами англичанам или, точнее, чтения прокламации об этой передаче в присутствии китайских и английских властей. Что касается самого порта, то он, несомненно, во многих отношениях уступает Порт-Артуру: во-первых, он не снабжен еще доками; затем он не имеет позади себя такой богатой всякого рода рессурсами страны, как Манджурия; наконец, он потребует гарнизон по меньшей мере в 10,000 человек для успешной обороны против неприятеля. Кроме того, надо принять во внимание, что ближайший английский операционный базис, Гонконг, находится от него на очень значительном расстоянии (около 1,800 вер.). Правда, Вей-Ха-Вей господствует над входом в Печилийский залив, но оборона его не особенно легка, во-первых, потому, что, как видно из нашего рисунка, вход в самый порт очень просторен, а следовательно весьма доступен для неприятельских судов, а, во-вторых, защищать Вей-Ха-Вей с суши также не легко, как показала последняя японско-китайская война, во время которой японцы, располагая в сущности незначительными силами, завладели портом без особенных жертв. Как бы то ни было, и Англия теперь имеет военную стоянку на северном прибрежье Китая. Следовательно, все великие европейские державы, за исключением одной Австрии, заручились на дальнем Востоке более или менее твердыми опорными пунктами. Россия владеет на севере обширною территориею и, после занятия Порт-Артура, двумя очень внушительными военными портами. Франция заручилась территориальными владениями на юге, а Германия и Англия, не располагающие на дальнем Востоке территориальными владениями, заняли два укрепленных морских пункта и приступили уже к деятельному их вооружению для защиты своих интересов, в случае необходимости вооруженною рукою. Будем надеяться, что дело до этого не дойдет, и что дальнейший ход событий на дальнем Востоке будет столь же миролюбив, как и теперешнее решение спорного вопроса путем соглашения, в силу которого заинтересованные стороны достигли каждая своей ближайшей цели.
Политическое обозрение.
Испания терпит поражение за поражением. Однако мадридское правительство повидимому еще продолжает надеяться на военное счастье. Между тем, и внутреннее положение страны безотрадно. С целыю поддержать порядок правительству пришлось недавно отменить конституционные постановления, гарантирующие неприкосновенность личности, что равносильно объявлению осадного положения. Соединенные Штаты с своей стороны успешно продолжают военные действия на о.Кубе. Испанцы долго старались выговорить себе наиболее выгодные условия сдачи Сантъ-Яго. Начальник испанских войск получил сперва только разрешение увести гарнизон, отдав неприятелю порт с военными запасами и восточную часть острова. Когда же американское военное министерство не согласилось на удаление гарнизона, генерал Шафтер пригрозил новой бомбардировкой; после этого между сторонами начались переговоры об условиях капитуляции. 4-го июля в Вашингтоне опубликована телеграмма Шафтера о состоявшейся капитуляции; в тот же день утром эскадра адмирала Сампсона вошла в порт Сантъ-Яго, гарнизон которого под начальством генерала Торала, подойдя к американским линиям, полк за полком сложил оружие: вместо спущенного испанского флага подняв американский. Условия капитуляции следующие: войска всех родов оружия с боевыми материалами сдаются американцам; Штаты обязуются перевезти в Испанию все войска, находящияся в уступленной области, по возможности, в самом скором времени; офицерам отряда оставлено оружие. Наличность сдавшихся войск определена в 32 тысячи человек. После таких чувствительных ударов, как уничтожение эскадры Сервера и затем падение города Сантъ-Яго, в Вашингтоне ожидали со стороны Испании заявлений, которые послужили бы основой для начала мирных переговоров. Но военные приготовления идут своим чередом. По авторитетному мнению политических кружков, внимание американцев теперь обращено на остров Порто-Рико и на Канарские острова. Эскадре Ватсона приказано ускорить приготовления к отплытью в испанские воды. Как говорят, на нее возложена задача завладеть Канарскими островами, создав из них прочный базис для дальнейших действий против испанских портов в самой Европе.
Новый вид страхования
Новый вид страхования от несчастных случаев для путешественников вводится и у нас, наконец, по заграничному примеру. Такие катастрофы, как крушение французского транс -атлантическаго парохода «Бургонь», которое в течение нескольких часов унесло более 400 человеческих жизней, показывают, что, несмотря на все усовершенствования путей сообщения, они все еще представляюсь большую опасность для путешествующих. Очень часто подобные катастрофы случаются и на железных дорогах. Не проходит и недели, чтобы телеграф не уведомил нас о крушении целого поезда или о каком-либо другом несчастном случае на рельсовых путях, так что мы встречаем эти ужасные известия уже до некоторой степени равнодушно: слишком мы к ним привыкли. А между тем каждый из этих случаев сопряжен с страшным человеческим горем, усиливаемым еще тем обстоятельством, что жертвы его лишаются временно или навсегда способности к труду или оставляюти членов своей семьи без всяких средств к существованию. В виду этого в Евроне давно уже установлен особый вид страхования против несчастных случаев при путешествиях на желез-ных дорогах и пароходах. У нас, в России, также уже введен этот вид страхования, но до сих пор в очень несовершенной форме отдельного страхования на каждое путешествие. Этот вид страхования обходится очень дорого. Если человеку приходится часто путешествовать, то, чтобы обеспечить себя сколько-нибудь сносно против последствий несчастного случая, он должен переплатить очень значительные суммы. Существует, однако, гораздо менее дорого-стоящий вид страхования против несчастных случаев, именно пожизненное, когда человек раз навсегда вносить известную премию, чтобы на всю жизнь обеспечить себя против последствий от несчастных случаев на пароходах и железных дорогах. Этот вид страхования и вводится теперь у нас, в Poccии, Первым Российским Страховым Обществом, учрежденным в 1827 году. Дешевизна его очевидна. Если вы желаете обеспечить свою семью на случай вашей смерти, вызванной железнодорожным крушением, капиталом в 12,000 р., то вы платите одновременно всего 40 р. Так как крушение пароходов случается чаще, чем железнодорожных поездов, то для обеспечения за семьею той же суммы при несчастных случаях на море взимается единовременная премия в 60 р. На ту же премию вы можете обеспечить за собою на случай полной инвалидности пожизненную пенсию в 1,200 р. или на случай временной утраты способности к труду и продолжительного лечения-поденное вознаграждение в размере 4 р. в течение 200 дней. Это показывает, как в сущности дешево обходится этот вид страхования, тем более, что вы можете избрать тот или другой разряд, смотря по вашим средствам. Так например, за единовременный взнос в 10 р. страховое общество уплачивает вашей семье в случае вашей смерти 3,000 р. Нельзя не приветствовать этого нововведения, которое удовлетворяешь потребности, давно ощущаемой нашей публикой.
Стрекотанье кузнечиков в связи с температурою воздуха.
Прислушиваясь ночью в поле к трескотне кузнечиков, можно заметить, что маленькие музыканты строго выдерживаюг такт; зато быстрота чередования звуков находится в зависимости от температуры воздуха. Как видно из наблюдений одного американского естествоиспытателя, по числу стрекотаний в минуту можно приблизительно определить температуру: при 15°Ц. он наблюдал 80 стрекотаний в минуту, при 21° Д.- уже 120; таким образом при повышении температуры трескотня кузнечиков делается учащеннее.
Искусственная электрическая луна.
Новый оригинальный способ освещения избран для библиотеки Колумбии при Нью-Иоркском университете. Большой четырехугольный зал увенчан куполом, в центре которого повешен полый матово-белый шар, освещаемый восемью сильными проекционными лампами, скрытыми но углам залы. Сияя, подобно луне, заимствованным светом, шар разливает в зале мягкий рассеянный свет — сущее благодеяние для глаз посетителей читального зала по сравнению с раздражающими зрительные нервы яркими лучами электрических лампочек накаливания.
Далее из категории Политика: "Греческий королевич Георгий"