Журнал «Нива» №36 за 1898г. (Портр, на стр. 719.)
19-го августа исполнилось нидерландской королеве Вильгельмине восемнадцать лет. С этого дня королева, по местным законам, считается совершеннолетнею и фактической правительницей государства. До этого времени государством управляла, на правах регентши, мать юной королевы, королева Эмма, вторая супруга короля Вильгельма III, скончавшегося 11-го ноября 1890 г. и неоставившего после себя мужского потомства. Рождение королевы Вильгельмины, в 1880 г., приветствовано было с энтузиазмом всей Голландией с ее престарелым королем во главе, так как оставшийся в живых один из двоих сыновей короля от первого его брака с вюртембергской принцессой Софией, принц Александр был опасно болен, и страна опасалась пресечения королевского рода.
Король Вильгельм III, осчастливленный рождением дочери, стремился всеми силами привлечь к юной принцессе любовь народа, внушить народу, что она не только дочь короля, но и дочь страны. По приказу короля, принцессу как можно чаще показывали народу. Ежедневно держали ее на окне дворца с куклою в руках; кроме того, летом все могли любоваться принцессой в тенистых аллеях дворцового парка, где она играла вместе с другими девочками и мальчиками. Это постоянное сближение юной принцессы с народом доставило ей широкую популярность, и молодую принцессу называли не иначе, как «ons prinzessje» или «Wilhelmintje».
Но с годами принцесса стала понимать отношения к ней окружающих и, несмотря на стремления короля и королевы при воспитании ничем не указывать ей на ее царственное происхождение, принцесса начала замечать, что с нею обращаются все же не так, как с другими детьми. Придворные и народ, в обращениях к ней, называли ее «сударыней» (mevrouw), а народ, когда она проезжала по улице, приветствовал ее криками «Hoezee» (ура!) На все это требовал ответа ее детский ум, и однажды принцесса, в присутствие всего двора, спросила королеву: — «Мама, ты — королева, а папа — король. Кто же я?» Королева с улыбкой отвечала: — Пока ты милая, маленькая девочка. — «А потом?» — продолжала настаивать на своем принцесса. — «Ты будешь тем, чем Бог тебя сделает, дитя мое — ответила королева и серьезно взглянула на дочь. — «Ах, — проговорила принцесса со вздохом: — лишь бы только Он меня не сделал учительницей». Это был намек на англичанку воспитательницу принцессы, мисс Винтер, которой она обязана своим первоначальным обучением.
Со смертью принца Александра принцесса Вильгельмина стала наследницей престола, а с 11-го ноября 1890 г., дня смерти короля Вильгельма III, сделалась королевой. Преждевременное сознание юной королевой своего царственного достоинства не раз вызывало столкновения ее с матерью. Учителям принцессы предоставлено было обращаться с нею совершенно свободно, как с обыкновенной ученицей, и запрещено было ее называть: «ваше величество». Но, несмотря на это, юная королева очень часто намекала на свое высокое положение в случаях, когда ей что-либо было не по душе. Так, один раз, наказанная королевой — матерью, она вечером, ложась в постель, вдруг пригрозила, что завтра заявит о причиненной ей обиде своему народу. Королева Эмма систематически старалась смягчить в дочери это острое чувство самосознания, и подчас между обеими королевами происходили курьезные сцены вроде следующей:
Однажды принцесса в наказание за дурное поведение, была выслана королевой — регентшей из комнаты. Спустя некоторое время, она постучалась в дверь. — «Кто там?» — спросила королева Эмма. — «Нидерландская королева -послышался громкий голос за дверью — «Нидерландской королеве входить нельзя! — спокойно отвечала регентша. — Пусть она идет к придворным дамам». Воцарилось молчание. Так прошло несколько минут. Вдруг снова послышался стук, но на этот раз уже гораздо тише. — «Кто там?» — повторила мать. — «Маленькая Вильгельминочка — отвечал робкий голосок — «А, маленькая Вильгельминочка! — ей войти можно». Дверь отворилась, и на пороге показалась принцесса с заплаканными глазами и, подойдя к матери, стала просить извинения.
Через год после смерти короля, королева Вильгельмина вместе с царственной матерью совершила первый объезд крупнейших городов королевства. Сперва она посетила столицу Голландии-Амстердама Посещение было приурочено ко дню учреждения в Амстердаме новой больницы, первый камень которой и положила юная королева, ознаменовав, таким образом первое свое публичное появление делом любви и милосердия. Больница эта носит название «Wigelmina-gasthuis» и представляет собою одно из самых выдающихся учреждений в Амстердаме.
После этого события, состоявшегося 27-го мая 1891 г., юная королева — стала уже чаще появляться на разных официальных торжествах, причем народ каждый раз приветствовал ее восторженными кликами: «Дитя наше», ничуть не изменявшимися даже и в последующие годы, когда королева подрастала и приближалась к совершеннолетию.
В октябре 1896 г. торжественно отпразднована была конфирмация королевы. К тому времени закончено было образование юной королевы, которым руководила сама королева-мать. Чтобы расширить умственный кругозор своей царственной дочери, королева-мать предприняла с ней поездку за границу, к некоторым иностранным дворам.
В настоящее время, королева отлично сознает свой царственный долг, и с полной готовностью приняла на себя предстоящие ей тяжелые обязанности.
Торжество коронования королевы Вильгельмины состоялось 25-го августа т. г. и обставлено было с небывалой пышностью. Все население Амстердама, вся Голландия, в лице представителей городов и многочисленных голландских колоний в Ост Индии и Вест Индии, восторженное приветствовала вступление своей королевы на трон. Торжество началось шествием королевы из дворца в церковь. Молодая королева шла среди своего народа в пышном наряде с брильянтовой диадемой на голове; на ней было надето белое шелковое платье с длинным шлейфом, а с плеч ниспадала красная бархатная мантия, опушенная горностаем. При звуках военной музыки и радостных кликах народа, королева вступила в церковь, окруженная старейшими генералами, несшими знамена. Поклонившись присутствовавшим, она заняла место на троне, поставленном в глубине церкви. Затем королева обратилась с речью к генеральным штатам, в которой она возвестила о принятии управления государством и в заключение сказала: «Оранский дом никогда не может сделать достаточно для Нидерландов. Я прошу вашей поддержки в труде для чести и блага народа. Это цель нашей жизни. Бог да благословить ваш и мой труд на благо отечества».
Все присутствовавшие были глубоко тронуты словами королевы. Затем королева громко произнесла: «Клянусь нидерландскому народу, что буду всегда держаться конституции, что всеми силами буду защищать независимость государства, что буду охранять общую и частную свободу, права всех подданных и что употреблю все находящиеся в моем распоряжении средства для поддержания общего благосостояния народа». Присутствовавшие были сильно взволнованы, многие плакали; несколько минуть господствовало глубокое молчание, затем раздалось троекратное восторженное «ура» в честь королевы. Затем президент первой палаты принес присягу на верность и все члены генеральных штатов, каждый в отдельности, повторили формулу присяги… После того герольды объявили, что королева коронована. Публика в церкви и народ на площади огласили воздух кликами в честь королевы. После обеда королева и королева-мать совершили в карете прогулку по городу. Всюду королевы были приветствованы населением.
Далее из категории Политика: "Китайский император Куанг-Су или "Пётр I по-китайски""