Н. А. Римский-Корсаков и его опера «Садко»
(Портр. на этой стр.).
Во время великого поста в Петербурге гастролировали две оперные труппы: немецкая, дававшая преимущественно вагнеровские произведения в Мариинском театре, и русская, московская, частная, занявшая большой зал консерватории и отводившая много спектаклей операм г. Римского — Корсакова. Благодаря ей, мы познакомились с новой оперой последнего: «Садко», имевшей успех в Москве. Кроме того, московской труппой поставлены были его же — «Майская ночь» (комическая онера), «Псковитянка» (драматическая) и «Снегурочка» (эпическая), «Хованщина» Мусоргского, «Опричник » Чайковского, впервые также «Богема» Пуччинн, пользующаяся в Италии, хотя и деланным, но шумным успехом, и др. Словом, труппа имеет свои репертуар с национальной окраской, равно как и немецкая-свой. Так как г. Римский-Корсаков занимает в репертуаре исключительное место, и другие оперы его известны уже читателям, то мы остановимся преимущественно на его новой опере: «Садко».
«Садко» — шестая опера нашего композитора, испробовавшего свои силы в разных жанрах: комическом («Майская ночь», «Ночь перед Рождеством»), драматическом …дела ни с драматическим действием, и и с ярко очерченными характерами, ни с определенными страстями, ни с известными положениями (комическими или трагическими). Здесь он был предоставлен своей сфере: музыкальному описанию бытовых сторон, лирических моментов, фантастических картин. «Садко» обладает теми же сторонами; и здесь-былина (опера и названа «былиной» «в картинах»), эпический сюжет, есть лиризм (отношения жены Садко, Любавы, к мужу), фантастический элемент (любовь дочери морского царя Волховы к Садко, его пребывание в подводном царстве), бытовые стороны (Новгород, его торговый отношения) и пр.
Картины между собою мало связаны, но каждая из них в отдельности интересна. Особенно удачны первые три картины, представляющие резкий контраст между собой. Первая происходит в Новгороде, вторая у Ильмень-озера, а третья в тереме Садко; бытовой картине противопоставляется фантастическая (любовная сцена Садко и Волховы, обещающей ему три рыбки златоперых, которые принесут ему счастье и богатство) и реальная (жена, скучающая по отсутствующем муже). Следующие картины, имеющие своим сюжетом посещение Садко подводного царства и возвращение его к жене в Новгород, обилуют массой эпизодов, излишними подробностями, без которых можно было бы смело обойтись.
Фантастический элемент наиболее удачный в «Садко»: вторая картина-кульминационный пункт оперы; для следующих картин, в которых действует морская царевна композитор пользовался своей фантазией для оркестра «Садко», написанной давно уже, лет тридцать тому назад, и вошедшей почти целиком в шестую картину, в которой Садко своей игрой на гуслях приводит в движение и веселие все подводное царство. Автор имеет большую склонность к народным сценам, и им отведено не мало места в «Садко»; таковы: первая картина, четвертая (нечто в роде торжища; с картинами этого рода мы знакомы по «Псковитянке» (народное вече) и «Младо» (торжище)) и последняя. Эффектна и пятая картина, в которой Садко, простившись с дружиною на корабле, опускается на дно морское.
Автор удачно вводит и сказку о морской царевне, и былину о Волхе Всеславиче, рассказываемую гусляром Нежатой, и эпизод из Голубиной книги (калики перехожие), — и сказку о Хмеле-Яре (скоморохи), и др. Наиболее удачно отделанными в музыкалыюм смысле фигурами являются: морская царевна Волхова, имеющая много общего по характеру своему и обрисовке с Снегурочкой и былинный герой Садко, речи которого, хотя и речитативного свойства, но не лишены мелодичности (в этом отношении автор делает в «Садко» большой шаг вперед). Обставлена опера весьма хорошо для частной сцены, чего нельзя сказать о постановке московской труппой других опер.
В. Баскин.
Далее из категории Искусство: "Памятники древнего русского зодчества"