Теперь наши храмы стали строиться почти исключительно в русском стиле. Москве, как и следовало ожидать, принадлежит почин в этом деле. Мы видим там грандиозные и характерные новые здания (Исторический музей, Верхние и Средние торговые ряды, городская дума, дом Игумнова, музей Щукина, частные театры и проч.; между прочим, и памятник императору Александру II отстроен в русском стиле). Таким образом, насколько сильное влияние имела Москва в развитии древней архитектуры, настолько же она способствовала и возрождению её. Академия же художеств, сохраняя в своих стенах драгоценную коллекцию не изданных рисунков, предприняла капитальнейшее издание памятников древнего русского зодчества. Руководство изданием возложено на академика архитектуры В. В. Суслова. Этого издания вышло теперь уже 4 выпуска.
Издание захватывает все главнейшие стороны русского зодчества, включая стенопись церковных священных изображений, орнаментальную роспись, раскраску изразцов и архитектурных частей, образцы металлического производства, резного и т. п. Текст к рисункам, составленный г. Сусловым, освещает памятники как с художественной, так и с исторической сторон.
Для археологической науки издание представляется наглядным выражением строительной деятельности наших предков; кроме того, историческое описание памятников устанавливает непосредственную связь прошлой жизни известного края с зодчеством того времени. Рисунки с предметов художественного производства, как-то: резьба и раскраска по дереву, образцы изразцового дела, слесарного и пр., также заслуживают большого внимания. Весьма важным материалом представляется издание и для современных задач реставрации памятников; с одной стороны оно является подспорьем в наблюдении форм, а с другой — охраняет опубликованные памятники от искажения. Благодаря тому, что в издание входят деревянные церкви и характерные части сельских построек, могущие служить образцами и для современная плотничного искусства, можно надеяться, что в строительном деле отдалённых мест России издание сыграет немаловажную роль. Конечно, и художник строитель без него обойтись не может.
Чтобы дать читателю более ясное представление об этом роскошном издании, мы воспроизводим, из него на страницах нашего журнала два любопытные памятника: колокольню в Успенском монастыре в Александрове (владимирской губ.) и церковь в посаде Уна (архангельской губ.).
Успенский женский (с 1764 г. — 1го класса) монастырь расположен на окраине города, на берегу р. Серой. Начало женскому монастырю положил игумен Лукиан в 1642 г. восстановлением разоренной церкви Успения, основанной Иваном Грозным на своем царском дворе, Вступив во второй брак, царь Иван Васильевич часто жил в Александровской слободе. Отсюда пронеслась по Москве весть об оставлении Грозным государства. Здесь же царь учредил и «опричнину», «начав в слободе" жити со всеми бояры своими». Вместе с этим, опричники «начаша в слободе дворы ставити и избы разрядныя». К этому времени относится построение существующего поныне каменного здания в монастырь – дворца Ивана Грозного.
Назначив Александровскую слободу главным пунктом опричнины, царь, по сказанию иностранцев, посещавших слободу, учредил весь монастырский обиход, наименовав себя игуменом, Вяземского-келарем и Малюту Скуратова-экклезиархом.
Благодаря религиозному настроению царя, им построены в слободе новые храмы и, между прочим, и изображенная здесь соборная колокольня. Царь с царевичем и Малютою каждодневно, в 4 часа утра, ходил на колокольню благовестить к заутрене.
По смерти Грозного, любимое местопребывание его оставалось забытым. В половине XVII ст. здесь создается девичья обитель. Соборная колокольня (построена до 1570 г.) стоит отдельно; первый этаж колокольни занимает церковь во имя распятия Иисуса Христа. Церковь извне окружена семью глубокими нишами. С южной стороны к колокольне примыкает одноэтажный келейный корпус.
Келии при колокольне занимала, во время своего пребывания в Успенской обители (с 1698 по 1707 гг.), царевна инокиня Маргарита Алексеевна, отправленная в монастырь за сообщничество с бывшей правительницей царевной Софией. Прах инокини Маргариты (в мире Марфы) покоится рядом с прахом сестры ее Феодосии, в монастыре под Сретенской церковью, где находится и портрет царевны Марфы.
Посад Уна, в котором находится помещенная у нас деревянная церковь Св. Троицы, расположен на почтовом тракте из г. Архангельск в г. Онегу, на берегу реки Уна.
В подлинной писцовой книге по г. Холмогорам (1622-1624 п.; поименованная церковь значится «древяна вверх». Церковь трехпридельная, имеет в плане вид крестообразного сруба, над срединой возвышается шатер, боковые части подразделены с фасада на уступы.
К северному и южному крылам церкви пристроены алтарные помещения, ризница и кладовая. Церковь со всеми перекрытиями сделана из бревен. Восьмигранный сруб к шатер скреплены деревянными связями. Церковь ныне несколько переделана и обшита тесом.
Подробное исследование ее, однако же, дало возможность ясно восстановить на рисунке ее первоначальный вид.
Далее из категории Искусство: "Трансформист, имитатор и фокусник Леопольдо Фреголи."