Ранее из категории Интересные факты: ""

Прошлое и настоящее городского квартала

Вы когда-нибудь думали о том каким будет город будущего?
Несомненно, об этом думали и наши бабушки и дедушки в далёком 1960 году.
Вашему вниманию предлагается любопытная статья из научно-популярного журнала за 1960г.

А. М. Журавлев,
архитектор, М. В. Федоров кандидат архитектуры.

Прошлое и настоящее городского квартала
Вы въезжаете в город. Позади остаются поля и перелески. Загородное шоссе превращается в улицу, где движется транспорт, снуют пешеходы, сверкают витрины магазинов.
Где же, собственно, начинается город? Где проходят реальные его границы? Там, где начинаются жилые кварталы, составляющие тело города.
Квартал — это группа зданий, ограниченная улицами и магистралями. На протяжении веков кварталы возникали стихийно. Вдоль дорог, идущих к центру города, главным фасадом на улицы строились дома. Жизнь большинства горожан скрывалась за маленькими окнами и высокими заборами. Деревянные дома со временем сменялись каменными, одноэтажные — многоэтажными, тесно лепившимися друг к другу. В первых этажах устраивались лавки и другие коммерческие предприятия. Улицы-коридоры становились все теснее, внутри квартала оставались свободными лишь каменные дворы-колодцы. Ни солнца, ни воздуха, ни зелени…
Когда в 20-х годах перед советской архитектурой встал вопрос о массовом строительстве жилищ для рабочих, новые кварталы, построенные, например, в районах Усачевки и Дангауэровки в Москве или в районе улицы Стачек в Ленинграде, резко изменили
свое лицо. Дома на участках начали ставить свободно, с большими разрывами. Дворы стали просторными и обильно озелененными. Чистый воздух и солнце; сделались достоянием каждого жителя.
Вот южная окраина города Перми, где в начале 50-х годов было завершено строительство нового жилого района. Широкий проспект с бульваром-аллеей посредине тянется больше чем на километр между жилыми кварталами, где размещены школы, детские учреждения и магазины. В центре, просторной площади,— Дворец культуры имени Сталина, известный далеко за пределами Урала. Словом, жителям этого района предоставлено много удобств для всестороннего удовлетворения жизненных потребностей.

Но с точки зрения требований и возможностей современной архитектуры многое в этом районе нас уже не может удовлетворить. И вот почему. Весь район рассечен многочисленными улицами. Чуть ли не четверть территории занято асфальтом проездов и тротуаров. Детские учреждения с прилегающими к ним участками занимают почти все внутреннее пространство дворов. Большинство жилых зданий расположено по периметру кварталов и как бы зажато между шумной улицей и не менее шумным внутренним проездом, по которому грузовики подвозят к магазинам различные товары. Часть зданий своими фасадами обращена на север. Дети по пути в школу вынуждены пересекать улицы с оживленным движением.

Комплексное обслуживание жителей открывает огромные перспективы всестороннего удовлетворений растущих потребностей советского человека.
Все это свидетельствует о том, что строители жилого района были в плену старых представлений о парадной улице и замкнутом квартале, определивших композицию застройки. Практика требовала поисков новых методов застройки городов, тем более что широкая индустриализация строительства открывала перспективы для смелого экспериментирования и создания новых форм застройки.

Микрорайоны на смену кварталам
Уже простое укрупнение кварталов с 3—4 до 20— 30 и более гектаров позволяет подойти к организации застройки по-новому. Появляется возможность создания крупных жилых комплексов, снабженных многочисленными культурно-бытовыми учреждениями для обслуживания населения, с озелененными дворами и площадками для игр и отдыха.
Такой крупный жилой комплекс и называется микрорайоном.
Но микрорайон не просто комплекс жилых зданий. Это целостный архитектурный «организм», в котором отдельные здания подчинены общим законам композиции.
Вот один из строящихся сейчас новых микрорайонов в Тракторозаводском районе города Челябинска. Прямоугольный участок площадью около 26 гектаров ограничен городскими улицами. Проезды только внутри, что исключает сквозное движение транспорта. По-иному расположены и здания: все они построены таким образом, что солнце равномерно облучает все квартиры. В центре микрорайона, в зеленой зоне,— школа, клуб, торговые учреждения, спортивные площадки, фонтаны, архитектурные изделия из искусственного камня. Таким образом, жители за несколько минут могут дойти до магазинов и культурных учреждений.
Такой микрорайон рассчитан приблизительно на 6 тысяч человек. Но он может быть и более крупным. Например, на юго-востоке Москвы, в Новых Кузьминках, близ большого паркового массива создается жилой комплекс, где будет жить свыше 12 тысяч человек.

Далее из категории Интересные факты: ""