Ранее из категории История технологий: ""

Часы купца Волоскова

Б. Радченко.
Небольшой уездный городок Тверской губернии Ржев, что раскинулся на холмистом берегу в верховьях Волги, в середине XVIII века насчитывал всего несколько тысяч жителей. В городе процветали торговля и отчасти промышленность. Там и сям были разбросаны мельницы, кузницы, красильни… Среди горожан было немало ювелиров, слесарей, столяров, живописцев. В одном из переулков города стоял домик Ивана Волоскова мастера по выделыванию красок, у которого в 1729 году родился сын. Родители назвали его Тереша. Когда мальчик подрос, то по примеру отца занялся изготовлением различных красителей. Волосков-старший работал допотопными приемами, изготовленные им краски были недостаточно яркие и прочные. Не удовлетворяясь такой посредственной продукцией, молодой Волосков настойчиво ищет иных, новых путей, новых методов изготовления красок. Непрерывные искания привели Терентия Волоскова к открытию более совершенного способа получения красной краски — кармина, бакана и румян.

Образцы своих красок Волосков послал и Санкт-Петербург, где живописцы Канцелярии от строений, живописных дел мастера Адмиралтейства и первый придворный живописец Людовик Каравак произвели экспертизу «сысканных», то есть изобретенных, красок и признали их не только годными, но и в ряде случаев «против лучшего Венецианского бакана имеют», а один из составов бакана «надлежит для писания… портретов и прочих исторических картин на масле». Указом правительствующего Сената от 2 марта 1748 года девятнадцатилетний Терентий Иванович Волосков и его компаньоны бургомистр Новоторжского магистрата А. Тавлеев и ратман И Дедов получили первую в России привилегию «на устроение фабрик для делания красок и о правилах на делание оных». Кармин и другие волосковские краски приобрели широкую известность. Они покупались не только русскими фабрикантами и художниками, но и вывозились за границу. Фунт бакана продавали по 75 рублей, а фунт кармина — по 144 рубля ассигнациями.

Материальное положение Волоскова было обеспечено. Казалось бы, можно спокойно продолжать работать в этой доходной области производства. Но Терентия Волоскова тянет к себе механика. Он обзаводится библиотекой, которая большей частью состоит из химических, математических и астрономических книг, и целиком отдается «механическим искусствам».
Поначалу Волосков изобрел способ поместить все «церковные исчисления на своих перстах». Он сделал это с таким искусством, что по суставам пальцев мог с точностью отвечать на все сложные вопросы путаного церковного календаря. Но главное и серьезное внимание он уделяет часовому делу, которое давно ему было знакомо.

Еще в юности Терентий умудрялся мастерить часы из различных материалов: из дерева, даже из глины. И не какие-нибудь там солнечные, а механические. Но все это было в прошлом, теперь пора детских забав миновала, и Волосков ставит своей задачей создать такие часы, которые охватили бы, по выражению изобретателя, «в совокупности все то, что соединено в природе неразрывной связью».
Предварительно Волосков изготовил несколько отличающихся друг от друга часов: одни из них, кроме часов и минут, показывали число месяца, другие — «изменение луны», третьи — «ход солнца» и т. д. В дальнейшем Терентий Иванович решил создать комбинацию этих механизмов. Над своими комбинированными часами изобретатель проработал 11 лет. Все металлические и деревянные части этих больших часов были изготовлены им собственноручно.
(Если сделать небольшое отступление от основного текста, то и на сегодняшний день можно привести примеры великолепной работы часощиков и вспомнить, например,

часы Oris фабрики, основанной такими же энтузиастами своего дела, как Георг Кристиан и Поль Катен)
Посетивший дом Волоскова известный литератор Ф. Н. Глинка в «Письмах русского офицера» так записал свои впечатления: «Войдя в дом Терентия Ивановича, вы поразитесь не блеском пышности, но чрезвычайной простотой и опрятностью. У стены средней комнаты стоят большие часы, имеющие самую простую наружность. Многие советовали нашему художнику украсить оные, он отвечал: «По одежке встречают, по уму провожают, я не хочу пускать пыль в глаза; пусть часы мои заслужат почтения не великолепным нарядом, а внутреннею добротою».

Общий вид знаменитых часов т. И. Волоскова. Это одна из многочисленных фотографий уникального устройства. До Великой Отечественной войны часы находились в Ржевсном краеведческом музее. Во время войны они бесследно пропали.

Продолжение здесь…

Далее из категории История технологий: ""