Воспитание детей – процесс, безусловно, увлекательный, интересный, иногда совсем не предсказуемый, но при этом – бесконечный как сама мировая история. Он не прерывается никогда, независимо оттого, идет ли речь о чьем-то конкретном ребенке, либо имеется в виду абстрактное желание и потребность взрослых передать кому-то по наследству накопленные жизненный опыт и знания.
Сформировать личность – эта цель воспитания во все времена была неизменной, а вот средства ее достижения, как и само представление о том, какой в итоге эта личность должна быть, менялись из века век.
Первобытнообщинный строй
В древности перед ребенком с рождения стояла одна задача – выжить. Ведь тогда люди еще не были знакомы с медициной, но болезни все равно не дремали, поэтому если ребенок сумел зацепиться за жизнь – это уже было хорошо. О каком-либо воспитании в классическом понимании этого слова и речи не шло. Все было понятно и просто: приносишь пользу своей общине – молодец. Не приносишь – значит, подвергаешь опасности всех остальных. Труд, труд и еще раз труд – это был чуть ли не единственный основополагающий принцип воспитания подрастающего поколения. Ну, и еще военное дело – надо же было уметь защищаться от врагов. Учили всех одинаково – и мальчиков, и девочек.
Античность. Рабовладельческий строй
Тотальное расслоение общества на богатых и бедных, господ и рабов не могло не сказаться на основах воспитания. Первые учили своих детей руководить и повелевать, а вторые — ни дети, ни взрослые – к знаниям не допускались, потому как считалось, что ни к чему было рабам в принципе что-либо знать. В это же время начинают закладываться основы индивидуального подхода к воспитанию, правда, еще не отдельной личности, а пока только группы. Характерный пример – спартанцы. В этом городе мальчиков учили быть сильными, неприхотливыми и жестокими, а девочек готовили к миссии будущей матери, от которой требовалось одно – родить здоровых детей. И совсем иная ситуация была в Афинах, где детей развивали нравственно и духовно, причем это позволялось делать непосредственно в семьях. Дети вырастали всесторонне развитыми, кроме, пожалуй, одного – они не умели трудиться, так как это, как мы помним, был удел исключительно рабов.
Время Средневековья
Принципы воспитания детей в этот период истории диктовала церковь. Отрицая необходимость гармоничного развития ребенка, церковные служители пропагандировали только «страх Божий». Неудивительно, что в это время широкое распространение получают прицерковные приюты и другие подобные заведения, где детей учили искупать грехи – свои и родительские. Мир взрослых и детей был строго разграничен. Однако именно в это время увидели свет первые серьезные труды по воспитанию детей. В частности, в России тогда большую популярность приобрел «Домострой» — педагогическая поэма своего времени.
Эпоха Возрождения
Время возвращения античных принципов воспитания, когда вновь заговорили о гармоничном развитии личности. Именно тогда были заложены основные принципы гуманистического воспитания: ребенок – личность, насилие педагогу не помощник, только свободный и мыслящий человек может принести пользу себе и людям. Но при этом в обществе по-прежнему сохраняется четкое деление на бедных и богатых, соответственно – на тех, кто достоин воспитания, а кто нет.
Время капитала
Развитие товарно-денежных отношений поспособствовало тому, что государство стало активнее контролировать своих граждан, в том числе и в вопросах воспитания детей. Бурное развитие промышленности потребовало присутствия в обществе большого количества образованных людей. В это время государство задумывается об обязательности образования. Формально школы становятся доступными практически для всех, но фактически ее услугами могли пользоваться лишь те, у кого имелись на это деньги.
Современное время.
Сегодня сфера воспитания детей не имеет ни расовых, ни государственных границ. Конечно, подходы в разных государствах отличаются в деталях, но основные принципы незыблемы: люди – равны, уважение человека к человеку – основа всего, каждый имеет право на выражение и удовлетворение свои мыслей, желаний и чувств, при условии, что это не вредит другим. Ребенок – такой же человек, как и все, просто ему надо помочь сориентироваться в большом и незнакомом мире, чтобы он мог чувствовать себя в нем легко и свободно. А главное это любовь. Кстати, недавно встретился сайт на страницах которого представлены работы очень талантливого фотохудожника. Смотришь и понимаешь, такие шедевры нельзя создать без любви к детям и особого трепетного внимания к семейным ценностям. Маленькие ручки, маленькие ножки, папа и мама, просто загляните на этот сайт и всё сразу поймёте. Здесь подробнее…
Далее из категории Интересные факты: "Что за фрукт бергамот и откуда он?"