«Опыт истории российского флота»
Первая страница здесь
Траншеи открылись 8-го числа июня под управлением самого государя и действовали весьма успешно. Присутствие флота и победа, одержанная русскими на море, показав татарам превосходство сил российских противу прошлого года, поселила уныние в городе и заставила крымского хана, видевшего невозможность подкрепления с моря, соединить большие силы под начальство султана Нурадина и паши кафинского Муртазы для доставления помощи с сухого пути. Нурадин в соединении с турецкими войсками, желая выручить Азов или, по крайней мере, доставить туда вспоможение, неоднократно нападал на российские укрепления, но каждый раз с великим уроном прогоняем был за речку Кагальник.
Турки, приписывая неудачу первого покушения и разбитие флота неповоротливости кораблей, не могших войти по мелководию ближе в устье, отправили 40 фрегатов и галер со свежим вспомогательным войском под управлением константинопольского каймакама, и флот сей приближался к устью 14-го числа июня. Но, видя город, окруженный войсками и судами, и разведав о морских силах и их диспозиции, ничего не мог решительного предпринять, тем более, что устроенные на берегу батареи не позволяли приблизиться, а устье Дона было заперто протянутою с берега на берег между двух батарей цепью.
Между прочим, крайность положения азовского гарнизона требовала вспоможения, а потому турецкий адмирал, согласясь с Нурадином и азовцами, чтоб напасть на русских вдруг с моря и суши и в то же время из города сделать вылазку, решился на сие действие 18-го числа. Но меры, принятые русскими войсками, уничтожили все сии предприятия. Нурадин, напавший с великим ожесточением, был прогнан снова за Кагальник, а гарнизон азовский и турецкий флот должны были оставаться бездейственными зрителями поражения Нурадина.
При сих удачных действиях россиян под Азовом Шереметев со своим войском не менее имел успехов, между коими главнейшие состояли в перенятой запорожскими казаками помощи, шедшей в Очаков и состоявшей из 8 купеческих кораблей с хлебом и 9 — с разными товарами.
Между тем осаждающие продолжали опустошать город. Прекращение подвоза и истребление хлебного магазина заставили жителей чувствовать великий недостаток в съестных припасах. Ядра и бомбы сыпались и разоряли домы; не было более безопасного убежища; граждане отчаивались, но гарнизон упорно держался. Наконец казаки, под начальством Мазепы, взобрались на самый вал города и, укрепясь там, способствовали работам
На полях рукописи следующий вариант этого предложения: «Порта, устрашенная набегом флота, начала думать о сильнейших средствах выручить Азов н для того приказала каймакаму собрать все суда, которые в состоянии выйти в море, и разбить, ежели можно, русский флот. Каймакам отправился с 40 судами, состоявшими из фрегатов и галер осаждающих. Уже все было готово к генеральному приступу: рвы были засыпаны, высокая насыпь приближалась к самому валу, взорванному подкопом, как устрашенные татары 18-го числа июля выехали для договору о сдаче.
Договор был принят, и условия оного состояли в том, что гарнизону позволено выйти на судах вниз по Дону до речки Кагальника, откуда конница 20 -июля была посажена на стоявшие в морс против наших судов фрегаты п отправлена к турецкой армии, а гарнизон на 18 стругах в сопровождении 2 галер — до Кагальника; каждому взять с собой — сколько можно унести, прочее же с военной казной оставить в городе. Изменник Ян Янсон с другими перебежавшими солдатами был также выдан по силе договора. На другой день царь въехал в город как подчиненное лицо, сопровождая Шейна, которому татарский начальник вручил на коленях ключи, приветствуя сими словами: «Благодарим бога за твою справедливость, что даровал нам жизнь вместо смерти; да управит за то бог пути твои в мире и войне».
В городе россияне нашли 96 пушек, из коих 54 медных, 4 мортиры, 21 купеческий корабль, 14 кончебасов и множество разного рода добычи, из которой смелые казаки получили большую часть в вознаграждение.
Далее из категории Интересные факты: "Новинки бытовой техники начала века."