Ранее из категории История технологий: ""

Сохранение трупов по способу Марини 1898г..

 

Сохранение трупов по способу Марини. Статья из журнала «Нива» за 1898 год.

             До сих пор и за границею мало кто слышал об Эфизио Марини, хотя его выдающееся открытие сделано уже более четверти века, и в избранной им области он не имеет соперников. Область эта — сохранение трупов.

            До Марини только искусственные изображения великих людей сохраняли их черты в народной памяти. Другого способа не было. Теперь они сами могут быть сохранены навеки такими, какими они жили, как  умерли. Вместо бренных теперь мы будем иметь нетленные останки.

           Действительно, открытия Марини делают тело человека нетленным. Дух, душа продолжают, жить в других мирах: благодаря Марини и тело, утратив душу, не гибнет.

          Открытие Марини не имеет ничего общего с известным всем бальзамированием трупов. Бальзамирование как оно до сих пор практиковалось, может замедлить процесс разложения, но остановить его оно не в силах.

          Да к тому же, какой вид имеют трупы, спустя несколько лет, какой их вид зачастую уже вскоре после бальзамирования?

          При способе сохранения трупов, открытом Марини, мы видим совсем другое. Мертвец перед нашими глазами, словно живой, словно только убаюканный мирными сном, тихо унесшим его в другое царство, царство грёз.

          В научном мире это открытие в свое время, наделало шуму, и ученые, имена которых с уважением произносит всякий образованный человек, были поражены загадкой, которую им задал Марини. Нелатон, Вильрот, Дистель и Рокетанский с величайшим энтузиазмом превозносили искусство Марини. В чем же суть открытия Марини? — Марини удалось посредством погружения в особую жидкость возвратить «мясу» полную жизненную свежесть: ему удалось быстро сообщать трупу твердость мрамора, бронзы. При посредстве открытого Марини процесса, мертвец обращается в полном смысле в статую из бронзы или мрамора. Марини может, наконец, сохранить тело человека в таком виде, в каком оно было при его жизни: и цвет кожи, и гибкость членов остаются такими, как  при жизни.

           Открытие Марини могло бы иметь самые разнообразные применения и великое значение. Его способ мог бы внести целый переворот в культ наших великих людей. Любой стране, любому народу дана была бы возможность создать ce6е Пантеон своих великих сынов, такой, какого до сих пор мир еще не знавал.

            А каково значение открытия Марини для анатомии! Как  разнообразна, как  исключительна приносимая им польза! Своеобразные болезненные формы, которые наблюдаются редко и в единичных, только случаях могут быть сохранены; могут быть изготовлены анатомические препараты, до сих пор немыслимые. Над старыми трупами, сохраненными по способу Марини, можно производить всевозможные опыты и хирургические операции для научных демонстраций так  же точно, как над свежими. Их можно для этого размягчить погружением в особую жидкость; затем их можно снова сделать твердыми и опять размягчать для новых операций; это можно повторять много раз с полным успехом. Наполеон III был поражен когда, в его присутствии. Марини возвратил свежесть, гибкость и естественный вид человеческого тела сухому куску египетской мумии, просуществовавшей, быть может, более пяти тысяч лет. Он поручил знаменитому учёному Нелатону представить отчет о работах Марини. При свидании с Марини (в 1868 г., в Париже) Нелатон выразил желание, чтобы высушенная ступня ноги была приведена в состояние естественной свежести; для контроля он проделал отверстие в костях ступни, пропустил сквозь него ленту и припечатал оба конца к своей визитной карточке, на которой он написал:

«Нога в сухом виде, виденная 28 января 1868г. Нелатон».

            Через несколько дней у этой ноги был совершенно свежий вид и естественный цвет тела. Артерии были ясно видны, и при желании в них можно было вводить жидкости, что весьма замечательно, так  как  при обыкновенном бальзамировании внутри кровеносных сосудов отлагаются со временем различные соли, и никакое введение жидкости тогда невозможно.

             26-го февраля. Нелатон вновь посетил Марини и на той же карточке написал: «Эта самая нога, осмотренная 26-гo февраля, сделалась настолько мягкою, что я мог довольно легко разрезать отводящий мускул пятого пальца. Нелатон.»

            Огромное значение может иметь пользование открытием Марини для задач уголовной полиции и антропологии. В коллекции Марини находится сердце, пронзенное кинжалом. Представим себе случай судебного разбирательства, спустя долгое время после совершения преступления. Присяжные заседатели могли бы собственными глазами видеть нанесенную жертве рану и c большею уверенностью могли бы судить о характере оружия и других обстоятельствах, преступления. Или другой случай: убийца не найден: только год спустя схватывают человека, на которого падают подозрения.

            Пусть его приведут и поставят перед трупом. На котором даже капля крови над раной ещё не поспела свернуться. Если он, действительно, убийца, тяжесть этой картины будет для него невыносима; он должен будет признаться.

             Часто представляет большую трудность установление личности убитого или самоубийцы. До сих пор, для этого прибегали к фотографии, но фотографические снимки только в редких случаях оказываются достаточными. Благодаря открытию Марини сам труп сохраняется, как  живой, и остается в морге, не на день или на два, а на целые годы свежим как  в натуре.

             Неоценимы также и услуги, которые этот способ может оказать антропологии. Марини приготовил в Париже в 1868 году для Нелатона несколько бюстов типов преступников. Нелатон, желал убедиться в том, что способ, применяемый Марини не изменяет нисколько выражения лица и других физических особенностей. Бюсты эти прекрасно сохранились до настоящего времени; мужчина  и женщина, типичные представители подонков общества, смотрят на нас, как живые; даже сыпь на их лицах не исчезла. Эти люди были найдены убитыми. Личность их могла быть определена не скоро, и лишь благодаря способу Марини знакомые признали их долгое время спустя.

           Впечатление, производимое работами Марини, не подается описанию. Трупы, сохраненные по его способу, ничуть, не напоминают, о смерти. На помещённом здесь рисунке мы видим труп маленькой девочки, умершей несколько лет тому назад. Ребенок  кажется спящим, но сон малютки вечен.

Дополнительная информация:

Эфизио Марини стал прообразом
главного героя детектива (тут)
современного итальянского писателяДжорджио Тодде

Далее из категории История технологий: ""