«Опыт истории российского флота»
Первая страница здесь Таким образом исполнились надежды Петра, столь долго ожиданные: Азов был в его руках, и первое попечение монарха было, исправив и умножив укрепления его, распространить гавань как для военного, так и дли купеческого флота. Но как по дальнейшем рассмотрении увидел он, что порт Азова неудобен был для военных кораблей по мелкости устья, в котором в иные годы вода стояла низкая по целым месяцам, то положил сыскать выгоднейшее для гавани место, которое сначала было определено в трех верстах к востоку от Миуса, но после найдено еще удобнейшее у Таганрога, в правую руку от устья Дона, в 30 верстах. У татар сделана, была в сем месте башня, которая, после окруженная правильными укреплениями, служила вместе и замком и маяком идущим с моря судам. Предположенная гавань должна была вмещать до 200 кораблей; для обеспечения же оной заложены с сухого пути две крепости — Петровская и Павловская. Строение гавани препоручено инженеру Боргэдорфу, но к оному приступили не прежде 1698 года.
Не опуская из виду главного предмета всех своих помышлений — торговли. Петр предпринял соединить каналом Волгу с Доном и тем восстановить сообщение между Черного, Каспийского и Балтийского морей, внутри своего государства. Камышенка, впадающая у Царицына в Волгу, и Иловля, текущая в Дон, облегчали сие предприятие, уменьшая расстояние между реками на 4 версты. Сделан был план, и производство работы поручено инженер-полковнику российской службы Брекслю, родом немцу, под смотрением астраханского губернатора князя Бориса Голицына.
Распорядив лично всеми работами, государь уехал из Азова в Москву, оставя в городе 9000-[иый] гарнизон и 32 чайки, протчему же флоту велел возвратиться в Воронеж.
В столице ожидал государь возвращения армии. Желая привлечь участие подданных к успехам новообразованного войска и вознаградить оное за первый и блестящий подвиг, государь, устранясь сам всякой почести, увенчал оно? на подобие римского триумфом, в котором генерал-адмирал Лефорт везен в торжественной колеснице как главное лицо, бывшее причиною взятия Азова. Шеин был второе лицо; все же шествие замыкал изменник Ян Янсон на позорной телеге и после был казнен.
В продолжение сей кампании одни только лодки казачьи имели великие выгоды в реке и устьях; корабли же и галеры оставались в бездействии. Они могли бы, вспомоществуемые лодками, с выгодою напасть на пришедшие вновь 40 фрегатов [и галер], но царь, кажется, не отважился противупоставить почти в равных силах неиспытанный еще флот свой против решительных турок, пришедших в твердом намерении загладить свое постыдное отступление. Что же касается до охранения реки, то в устье, запертом цепью и огражденном батареями, не требовалось более судов, как казачьи лодки.
Но флот сей совершенно способствовал успеху второй осады Азова и был необходим для дальнейших покушений противу турок; впротчем, галеры годились только для прибрежных плаваний и потому государь предположил в три года в Воронеже, где уже основалась порядочная верфь, выстроить 66 военных судов, склоня в сообщество к принятию на себя издержек патриарха, прочее духовенство, бояр и купечество. Из сего числа 10 кораблей назначило на долю государю, 6 — патриарху, 5 — духовенству, 34 — боярам, 11 брандеров и бомбардирских [судов] — купечеству. Для сего писано было в Венецию о присылке корабельных мастеров.
Продолжение рукописи на этой странице…Далее из категории Интересные факты: "Берестяные грамоты древнего Новгорода"