Ранее из категории Интересные факты: ""

Русский флот. Русика каравиа

Рукопись декабриста Н.А.Бестужева посвящённая истории русского флота и кораблестроения с древнейших времён до 1714г.
«Опыт истории российского флота»
Первая страница здесь

Великие князья российские, поставляя торговлю первым предметом своей политики, старались о распространении оной, заселяли поречные места и, строя вновь торговые города, обеспечивали тем свои заселения. Таким образом Ярослав привел сильнейшее движение пермскую и корельскую торговлю и оградил новгородскую построением Юрьева (Дерпта).
Южный и северный пределы российской торговли, соединяя Европу с Азиею, вознесли Россию на высокую степень богатства и могущества; распространение мореплавания доставило оной союзы сильных держав и коммерческих народов: Олег и Игорь заключили с греками в X веке торговые договоры; Великий Новгород в XIII столетии вступил в союз ганзейских городов для обеспечения своего кораблеплавания от разбоев норманнов и других северных народов.

Представя картину торговли, в сем месте прилично будет сказать о судах, употреблявшихся для мореплавания древних россиян.
Летописи не оставили ясных преданий о постройке тогдашних судов; известно только, что корабли, или лодни, значили одно и то же и были в начале небольшие лодки, сплетенные из прутьев и обтянутые кожею, что видно и доселе у всех народов, коих мореходство еще в младенчестве; но впоследствии  времени, хотя имя кораблей осталось то же, но образ построения изменился, и лодии россиян могли уже подымать по 40 человек, по свидетельству летописцев.

Константин Багрянородный, описывая торговлю русских X века, говорит, что употребляемые для торговли суда состояли из однодеревых лодок [моноксила], изготовляемых выше Киева по Днепру славянами и по вскрытии льда пригоняемых в Киев, где уже россияне отделывали их всеми нужными к плаванию вещами, грузили товарами и так плавали на них до Константинополя. Свидетельство других историков открывает, что действительно дно сих лодок было из одного пня, а бока — плетеные и обшитые кожею, как говорит Зонара, называя их также monoxyla, или однодеревыми. Константин передал нам память о таковых семи русских судах, находившихся в 935 году при греческом флоте и на коих было 415 человек, что составит почти по 60 человек на каждое судно, называя оные [рос каравиа]; после, в 949 году, упоминает еще о девяти русских кораблях также под именем [русика каравиа].

Суда сего построения были не только у одних руссов или варягов или тогдашних норманнов, но и прежде сего у римлян, когда Юлий Цезарь велел сделать оные по образцу найденных им у бриттов я назвал их также carabus. Сходство слов carabus, каравиа, каравион и корабль и самое происхождение слова корабля от кора, короблю, корзина внушают понятие о построении сих судов и дают повод заключить, что бока их были гнутые или плетеные, вначале обшитые корою или кожею.

Вмещая большое число людей, лодии, или их подводная часть, делаемые из одного дерева, долженствовали быть очень велики, но Иосафат Барбаро говорит, что на берегах Волги росли деревья, из коих можно было выдалбливать лодки, поднимавшие 10 лошадей и 20 человек.
Сии лодии были очень скоры на ходу, легки для переволоков по сухому пути, причем подделывали к оным колеса, или носили даже иногда на плечах, и управлялись двумя рулями (потесями) — с носу и кормы, так что могли, не обращаясь, идти в ту и другую сторону; палубы на них не было, и первые крытые суда изобретены Изяславом. О легкости русских судов говорят Константин, Лиутпранд и Олай Маги; последний был очевидцем, как русские в 1519 году, во множестве приходившие торговать в Торнео, носили на плечах длинные лодки свои, построенные из елового дерева и поднимавшие от 20 до 25 человек.

Продолжение…

Далее из категории Интересные факты: ""