Ранее из категории Интересные факты: ""

Русский флот. Новгород

Рукопись декабриста Н.А.Бестужева посвящённая истории русского флота и кораблестроения с древнейших времён до 1714г.
«Опыт истории российского флота»
Первая страница здесь

Спустя многие веки распространившееся народонаселение и торговля умягчили нравы россов; города начали строиться, законы основались, торговля привлекла источники богатств в новообразованное государство, названное Русью. Золото, серебро, жемчуг, драгоценные каменья и другие предметы роскоши заменили место промена  произведений, необходимых для первых нужд человеческих. Богатый Киев, стоя на Днепре, видел в стенах своих множество иностранных поселенцев, привлеченных выгодами обширной торговли. Суда киевские, вместе с судами новгородскими, черниговскими, смоленскими и других городов, нагруженные товарами, в апреле месяце, собравшись в городе Витичеве, шли к Днепровским порогам и проходили их с чрезвычайным затруднением. Часто суда вытаскивались на берег, дабы миновать опасные места и пороги, тащились волоком, наконец, достигали Месимврии— первого греческого города, и Черное море, покрытое русскими кораблями, называлось тогда Русским. В Каспийском море Астрахань, или лежавший в 8 верстах выше по Волге город, был главным местом торговли болгар, обитавших по берегам моря и Волги. Товары Персии, Индии, Бухарин текли чрез сей город в Россию и в немецкие земли, а по соседству Дона — в Грецию, Италию и Францию.

Чердынь в Биармин  был складочным местом товаров персидских и индийских, шедших по Волге до Камы и сею [рекою] до самого Чердыня.
Итак, Киев, Астрахань и Чердынь были главными источниками южной торговли России с Европою и Азиею.
Торговля же Севера, не упоминая о Вянете, главном  городе славян, живших до рождества Христова на южном берегу моря Варяжского, городе, после разоренном датчанами, с построением Ладоги обратилась в сию славную в то время пристань, откуда русские корабли, чрез Ладожское озеро, ходили Невою в Финский залив и Балтийское море до Готланда, на коем город Визби, прежде открытия прохода в Индию около мыса Доброй Надежды, был для всей Северной Европы местом складки персидских и индийских товаров, шедших чрез Россию.
Вскоре по расширении Новгородского княжества, простиравшегося к северу до Белого моря, к востоку — до самой реки Печоры, а к западу — до Рижского залива, Новгород возрос торговлею до высочайшей степени могущества, владея почти богатствами всего Севера, меняя товары на собственных кораблях и принимая гостей чужеземных, текших во множестве для поселения и учреждения своих контор в сем знаменитом городе.

В Белом море славяно-россами производилась торговля мехами и другими товарами с норманнами, шведами и датчанами. Из Холмогор, богатого купеческого города на Двине, суда русские распространялись по Белому морю, около берегов Норвегии и даже в Северное, или Немецкое, море.
В Северный океан рекою Печорою из Чердыня шли восточные товары для Северной Европы. Для сего караваны персидские и индийские, приходя к устьям Волги, перегружались в мелкие суда и сею рекою шли до Камы, из Камы в Вишуру, оттуда в Колву, в Вишурку, а Чусовое озеро, из него в реку Вогулку и из сей в Еловку; здесь товары перегружались на лошадей, а суда перетаскивали Печорским волоком четыре версты и, нагрузив опять на р. Волоснице, плавали по ней в Печору, а сею уже в Северный океан. Другой путь сих караванов в Белое море был следующий: прошед до Чусового озера, подымались из него по р. Березовке, отделяющейся к Двине и Оставляющей вправе путь в Печору; из Березовки Бохониным волоком на 7 верст перебирались до Камы, или Кемы, и сею плавали в Двину и, наконец, в Белое, или Скифское, море.

Продолжение…

Далее из категории Интересные факты: ""