Форма входа





Поиск на Азбукиведи

Пользовательский поиск в







Приветствую Вас, Гость | Группа "Гости" |
АЗ БУКИ ВЕДИ - "Я буду знать" 

Первая страница на пути в прошлое | Профиль | Регистрация | Вход | Выход | RSS


Первая страница на пути в прошлое » Библиотека материалов » Разное

Иероним Савонарола.
Иероним Савонарола.
(Портр, на этой стр.).


             11-го мая истекает четыреста лет со дня мученической кончины на костре, во Флоренции, знаменитого итальянского церковного реформатора и общественного деятеля Иеронима Савонаролы.

              Имя Савонаролы пережило четыре века и считается одним из самых светлых во всемирной истории, как имя бескорыстного, честного борца за святость церкви и нравственность, как выдающегося демагога, своим горячим, вдохновенным словом управлявшего целой страной.

             Родившись 21-го сентября 1452 г. в г. Ферраре, внук знаменитого врача иадуанской школы Михаила Савонаролы, Иероним Савонарола с раннего детства носил уже на себе печать чего-то возвышенного: он был «не от мира сего», еще ребенком он поражал окружающих своей необыкновенной серьезностью и сосредоточенностью, и так он рос одинокий, всем чуждый. Его лоб был уже в юности испещрен морщинами, его крупный орлиный нос и полные, крепко сжатые губы выражали энергию и решимость характера, и только блестящие зеленоватого оттенка глаза, опушенные длинными ресницами, и грустная улыбка освещали это энергичное несколько суровое лицо юного мыслителя, придавая ему известную мягкость, как бы выдавая сокровенную чувствительность его любящего, благородного сердца. Получив строго научное образование под руководством своего деда, а затем и отца, он увлекся философией, и с особенной любовью и усердием изучал Библию (https://letopise.com/catalog/bibliya/), посвящая краткие свои досуги, в виде отдыха, рисованию, музыке и поэзии.

             Но хотя он весь ушел в свои философские работы, он находил время наблюдать и окружающую жизнь, видел всю ее суету, видел возмутительно-сказочную, нагло выставлявшуюся напоказ, роскошь богачей и тут же на ряду страшную нищету, голод, пытки и муки узников, изнывавших в подземельях, как раз под теми роскошными княжескими замками, где веселилась и пировала итальянская знать. Убедившись воочию в страшном нравственном упадке окружающей жизни, он сознательно сторонился от неё, и в душе его все более крепла мысль о том, чтобы уйти из мира и отдаться всецело давно уже охватившему его религиозному чувству. 12-го апреля 1475 г. он покинул дом отца, оставив большое прощальное письмо родителям, и отправился из Феррары в Болонский монастырь Сан-Доминико. Там, в уединенной келье, провел Савонарола 7 лет в посте, молитве и покаянии, сам учась и обучая новичков из монахов. Там же он близко ознакомился со всеми недочетами современной ему католической церкви и там проснулся в нем ярый фанатический ее реформатор.
 
               Кроме обучения молодых монахов, на Савонаролу было возложено настоятелем и чтение проповедей, за которые он ухватился с большим пылом. Но истощенный организм, слабый голос, невзрачная фигура сильно вредили его проповеднической деятельности, и первые годы в Ферраре, а затем и во Флоренции, не выделили Савонаролы из ряда посредственных проповедников. Но постепенно внутренняя, духовная сила его речей одержала верх над его невзрачной внешностью, и на его проповеди стали стекаться толпами слушатели, растроганные его суровыми обличениями правителей и духовенства. Народ благоговейно внимал речам нового проповедника, и имя Савонаролы передавалось из уст в уста, сначала по всему городу, а затем и по всей Италии.
 
                В 1490 году Савонарола явился во Флоренцию и начал проповедовать сначала в монастыре Сан-Марко, а затем в соборной церкви СантаМария дель Фиора.
 
 
               
                   Проповеди Савонаролы привлекали слушателей со всей Флоренции. Его нравственно-религиозные взгляды были совершенно противоположны понятиям, господствовавшим тогда во Флоренции. Он призывал всех людей к правде, к борьбе с ложью, считал конечною целью человека блаженство, как награду за добродетельные дела, признавал главнейшим стимулом жизни любовь, "потому что любовь делает все, движет всем, пересиливает и побеждает все". Видя окружавшее его падение нравов, веры, церкви, он считал долгом призывать людей к преобразованиям, к обновлению, к покаянию, грозя, в противном случае, гибелью страны. Эти резкие проповеди Савонаролы сильно восстановили против него правителей Флоренции Лоренцо и затем Петра Медичи, а также и высшее духовенство и вызвали в них стремление избавиться от сурового обличителя. Стараниями Петра Медичи и папы Александра VI Борджиа Савонарола был удален из Флоренции и ушел проповедовать в Пизу, а затем в 1493 г. произносил свои громовые проповеди в Болонье, всюду привлекая к себе толпу восторженных слушателей.

               Политические события того времени заставили Савонаролу расширить горизонт своей деятельности и стать не только церковным, но и политическим реформатором. В 1494 г. умер жестокий неаполитанский король Фердинанд, и в Италию двинулся, в качестве претендента на неаполитанский престол, французский король Карл VIII. Петр Медичи тайно предал французскому королю Флоренцию. Когда население Флоренции узнало об этом, поднялось страшное восстание, которое привело бы к гибели города, если бы вовремя не остановил возмутившуюся чернь грозной речью властитель народных сердец Савонарола. Простирая к небу руки, призывая всех к любви и единению, он успокоил толпу и удержал ее от насилия и грабежа. Было отправлено посольство к Карлу VIII; в числе послов был Савонарола. Благодаря его убедительным речам, король обещал отнестись милостиво к Флоренции. Карл VIII торжественно въехал в город и затем, захватив лишь сокровища дворца Медичи, по настоянию Савонаролы, вскоре покинул город. Флоренция, оставшаяся без правительства, без законов, фактически была вся во власти одного Савонаролы. Его слова все желали услышать и сделать законом. Его взгляды, как служителя церкви, были возвышенны и чисты, но их нельзя было осуществить на деле, особенно при флорентийских нравах того времени. Началась законодательная деятельность, зарождалось новое государственное устройство. Савонарола был при этом, однако, лишь для флорентинцев советником, к которому они обращались лишь в важных случаях. Но эта роль Савонаролы не спасла его от врагов, обиженных новым строем правления, приверженцев аристократического республиканского правления, друзей прогнанного Петра Медичи и сторонников других партий. Все эти враги Савонаролы решили избавиться от него, во что бы то ни стало, и старались всеми силами убедить папу Александра VI в том, что Савонарола распространяет ложное учение и что потому ему следует воспретить проповедовать. У тайного убийцы и отравителя, достигшего папского престола подкупом, Александра VI Борджиа, добиться этого было не трудно. Савонарола был признан еретиком, и посланием папы ему было воспрещено проповедовать, а вслед затем вскоре он был отлучен и от церкви. Возмущенный этой несправедливостью и в глубине души все еще надеясь пробудить совесть папы Александра VI, Савонарола написал ему письмо, в котором доказывал свою правоту и полную невинность; наряду с этим письмом были отправлены в Рим еще два послания в защиту Савонаролы, подписанные 250-ю доминиканцами и 363-мя гражданами. Но все были напрасно.

             Савонарола занялся в это время в монашеской келье своими сочинениями и издал свой знаменитый «Триумф Креста», представляющий изложение христианской веры. Друзья Савонаролы долго упрашивали его начать снова проповедовать, но он все не решался выступить с громогласным протестом против папы. Наконец 31-го января 1498 года Савонарола выступил с громовой проповедью против папы и его предполагаемой непогрешимости. Это был смелый вызов, за который ему вскоре пришлось поплатиться жизнью. Вдохновенные проповеди Савонаролы громом пронеслись над всей Италией, в тысячах брошюр распространились во Франции и Германии, всюду возвещая в его лице смелого, горячего поборника обновления католической церкви, решившегося признать высшим авторитетом только Бога и собственную совесть. Папа Александр VI решил принять более энергичные меры и потребовал от флорентийской сеньории отправить Савонаролу в Рим или заключить его в тюрьму. Сеньория, зная любовь народа к Савонароле и опасаясь мятежа, не решилась исполнить требования папы и уклончиво ответила, что Савонарола удалился в монастырь.

             Там, в монастыре, Савонарола продолжал однако читать проповеди вплоть до 6-го марта 1498 г. В своих последних проповедях он высказал мысль о созвании собора, на котором следовало бы избрать реформаторов для возрождения церкви, и на котором он вместе с тем надеялся доказать всю порочность папы Александра VI и его приближенных. Он деятельно принялся за хлопоты по устройству "собора", на созыв которого выразили свое согласие король Карл VIII, кардинал Сан-Пиер и некоторые другие высшие сановники. Савонарола написал свое известное "письмо к царям", т.-е. к французскому, испанскому и английскому королям и германскому императору.

             Прежде всего, он послал письмо к Карлу VIII, но на его несчастье курьер, везший в числе других писем и письмо Савонаролы во Францию, был ограблен герцогом миланским Людовиком Сфорцей, войска которого разбойничали на больших дорогах. Письмо Савонаролы было доставлено папе, и участь его была решена. Та же флорентийская толпа, которая когда-то восторгалась речами Савонаролы, теперь, боясь гнева папы, решила избавиться от непокорного монаха, вызывавшего в течение стольких лет бурю в стране. По настоянию толпы, осадившей монастырь Сан-Марко, Савонарола вместе с двумя своими приверженцами, монахами Домиником и Сильвестром, отдался в руки слуг сеньории и был заключен в тюрьму. Это случилось 28-го марта 1498 г. С этого времени началась жизнь Иеронима Савонаролы в заточении, полная ужаса и страшных мук, вынесенных от пытки. Все, "что изобрел человек в деле самых мучительных пыток, все это было применено к Савонароле и его достойным приверженцам, Доминику и Сильвестру. Несмотря на все эти пытки, на все надругания, у Савонаролы хватило сил написать в тюрьме три статьи: "На Тебя, Господи, уповаем", "Размышление о Miserere" и "Указание к христианской жизни" последнюю статью он написал на переплете одной книги, по просьбе тюремного сторожа, благоговевшего перед Савонаролой.

               Вскоре наступил суд, и "преступники" были приговорены к смертной казни через повешение и сожжение. 11-го мая 1498 г. состоялась на площади Флоренции казнь. Доминик и Сильвестр пошли на казнь со словами: "Тебя Бога хвалим" и "в Твои руки, Господи, предаю дух мой". Савонарола, когда дошла до него очередь, безмолвно взглянул в последний раз на толпу, ту самую, которая когда-то прислушивалась к каждому его слову, замирала под властным мановением его руки. Теперь она, озверелая и ожесточенная зрелищем публичной казни, стояла с нетерпением с факелами в руках и ждала момента, когда можно будет поджечь помост. Но вот палач отскочил от повисшего в воздухе тела Савонаролы и прыгнул с помоста вниз. Со всех сторон поднесены были факелы. Вдруг неожиданный порыв ветра далеко откинул в сторону от трупов вспыхнувшее пламя. Кругом раздались крики: "чудо, чудо!" и вся почти толпа в страхе кинулась прочь от помоста. Ветер стих, и жадные языки пламени снова стали лизать тела мучеников. Толпа опять хлынула к помосту насладиться позорным зрелищем. Вдруг перегорела веревка, стягивавшая руки Савонаролы, они медленно конвульсивно зашевелились, и правая рука приподнялась, как бы благословляя народ.
 

Категория: Разное | Добавил: ivanov (29 Декабрь 2010)
Просмотров: 5176 | Теги: Савонарола | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright roma@rio © 2017